Чему должна учить современная школа, по каким критериям оценивать образовательные результаты, как сделать качественное образование доступным каждому школьнику — обсудили участники III Международной конференции по оценке качества образования в рамках Московского международного форума «Город образования».

В рамках форума «Город образования» 7 сентября состоялась III Международная конференция «Образование с высокими возможностями для каждого: международный опыт, оценка, внедрение», где участники обсудили, вызовы, стоящие перед системой образования в XXI веке: чему должна учить современная школа, по каким критериям оценивать образовательные результаты, как сделать качественное образование доступным каждому школьнику.

Участники конференции, международные эксперты в области образования, отметили, что в области оценки качества образования накоплен значительный опыт, но развитие технологий и средств коммуникации заставляет меняться систему школьного образования и предъявляет новые требования к обучающимся.

Эксперты международных организаций по оценке качества образования отметили успехи, достигнутые в организации государственной итоговой аттестации российских школьников. В частности, директор Департамента образования и профессиональной подготовки ОЭСР Андреас Шляйхер заметил:

«Я был здесь, когда только начинались разговоры о ЕГЭ. Тогда Россия изучала опыт других стран. И я помню все трудности, которые удалось преодолеть на этом пути. Сегодня коллеги говорят: «Учитесь у России, как можно построить систему экзаменов, которая будет прозрачной, значимой, показательной и объективной».

Андреаса Шляйхера поддержала президент Международной ассоциации по оценке учебных достижений (IEA) Анне-Берит Кавли:

«Мы находимся под большим впечатлением от того, как Россия проводит свою образовательную реформу и формирует свою систему оценки качества образования».

Хорошо работающая система должна быть залогом успешной реализации образовательных возможностей для каждого обучающегося

Руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов рассказал о накопленном опыте по эффективному управлению образованием, достижению высоких образовательных результатов, который, по словам главы ведомства, поможет каждому школьнику получать «качественное образование вне зависимости от того, где он проживает, социального положения и достатка родителей».
«Мы понимаем, к чему нам нужно стремиться, какие вопросы нужно решать, прежде всего в ряде субъектов Российской Федерации, в сельских школах», — сказал руководитель Рособрнадзора», — сказал Сергей Кравцов.
Как сообщил руководитель Рособрнадзора, в настоящее время идёт процесс совершенствования и развития инструментов, призванных развивать российское образование и поддерживать высокий уровень его качества. По словам Сергея Кравцова, хорошо работающая система должна быть залогом успешной реализации образовательных возможностей для каждого обучающегося. Составляющие этой системы: объективное оценивание по итогам каждого года обучения по всем предметам, эффективные учебные пособия, современные образовательные стандарты, механизмы развития компетенций учителей, вовлечение экспертного сообщества в обсуждение изменений, происходящих в системе образования.
«Все эти элементы очень важны и должны работать в единой системе», — заявил глава ведомства.

Поэтому следующим этапом в деятельности Рособрнадзора станет разработка новых подходов к инспекции российских школ, механизмов помощи их директорам в улучшении качества образования.

Обучать нужно немногому, но обучать глубоко и хорошо

Директор Департамента образования и профессиональной подготовки ОЭСР Андреас Шляйхер в рассказал о происходящих изменениях в системе школьного образования, которые требуют новых подходов к оценке успешности обучающихся.
Андреас Шляйхер заметил, что некоторые вещи, которым традиционно обучали в школах, становятся теперь ненужными. На передний план выходит не знание фактов, а мышление. Простое заучивание материала может быть полезно для решения обычных задач, но неэффективно для решения задач сложных.
«В мире завтрашнего дня нужно, чтобы люди разбирались в политической и социальной жизни, в творчестве, в эстетике, дизайне. Обучать нужно немногому, но обучать глубоко и хорошо. На передний план выходит умение конструировать знание. Нужно продвинуть оценивание образования на новые рубежи, и мы в ОЭСР это делаем: оцениваются теперь не только знания и умения, но также подходы и ценности», — заявил Андреас Шляйхер.
Также Андреас Шляйхер рассказал об исследовании PISA. Так в рамках исследования PISA:
2015 год — оценивались не только знания школьников, но и их социальные навыки, умение работать в команде;
2018 год — будут изучать «глобальную компетентность»: понимание, способность увидеть разные точки зрения.
2021 год —  исследуют творчество, способность к креативному мышлению.

Сегодня нам нужны все ученики

Андреас Шляйхер подчеркнул, что современная школа не должна отсеивать слабых учеников, необходимо давать возможности для развития каждому.

«Сегодня все изменилось – нам нужны все», — сказал Шляйхер.

Необходимо актуализировать тесты для оценки знаний обучающихся, внедрять в систему оценки знаний современные информационные технологии

Президент Международной ассоциации по оценке учебных достижений (IEA) Анне-Берит Кавли заметила, что необходимо актуализировать тесты для оценки знаний обучающихся, внедрять в систему оценки знаний современные информационные технологии, так как современный мир сталкивается с быстрыми переменами в технологиях, способах общения людей, с новыми угрозами, что должно отражаться на школьном образовании и оценивании его результатов.

Необходимо формировать у школьников навыки и ценности

Генеральный секретарь Сингапурского профсоюза учителей Майк Тируман рассказал о факторах, обеспечивающих успешность модели образования Сингапура. (Сингапурская модель образования находится в лидерах по данным исследований PISA, TIMSS и PIRLS — примеч. ред.).

Майк Тируман считает, что сегодня необходимо формировать у школьников навыки и ценности.

«Чего мы хотим добиться от школьников после 10-12 лет обучения? Мы хотим, чтобы наши школьники стали уверенными в себе людьми, людьми с широким кругозором, которые могут мыслить и действовать, понимают сами себя и понимают, чего они хотят. Чтобы они были готовы продолжать учиться всю жизнь, стремились к самосовершенствованию, были активными членами общества и ответственными гражданами», — пояснил Майк Тируман.

Современный учитель — профессионал, наставник, лидер

По мнению Майка Тирумана, современный учитель в современной школе должен быть не только профессионалом, знающим свой предмет, но и наставником, способным привить ценности и принципы. Учитель должен уметь сформировать в классе коллектив и быть лидером перемен, привносящим изменения и новации в свою школу. Учителям необходимо иметь возможность постоянно обмениваться опытом со своими коллегами, присутствовать на их уроках и обсуждать эти уроки, чтобы получать обратную связь от других компетентных специалистов.

В ходе конференции ее участники также уделили внимание использованию современных технологий в образовательном процессе, новым формам учебных пособий.

Справочная информация
Форум «Город образования» проходил в Москве с 7 сентября по 9 сентября 2017 г. на ВДНХ — 75-й павильон. Форум посетили 35 тыс. человек.
Ключевыми спикерами форума «Город образования» стали руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Сергей Кравцов, директор Департамента по образованию ОЭСР Андреас Шляйхер, президент Венского совета по образованию Хайнрих Химмер, руководитель городского офиса по образованию в Сеуле  Чо Хе Ен, руководитель Департамента информационных технологий города Москвы Артем Ермолаев, президент АО «Управляющая компания «Просвещение»  Владимир Узун, ученый-просветитель, спикер TED   Сугата Митра, основатель Duolingo Луи Вон Ан, интеллектуал с мировым именем, колумнист Forbes Джордан Шапиро.

Мария Котеняткина
Источник: по материалам участия в форуме и пресс-службы Рособрнадзора
Получай новости журнала «Стандарты Образования» по почте

Ваш e-mail:

Понравилась статья?! Поделись с друзьями в социальных сетях!

Образование XXI века - вызовы и решенияhttps://i1.wp.com/www.edustandart.ru/wp-content/uploads/2017/09/IMG_9090.jpg?fit=940%2C783https://i1.wp.com/www.edustandart.ru/wp-content/uploads/2017/09/IMG_9090.jpg?resize=300%2C265Стандарты ОбразованияОбразование в миреPIRLS,PISA,TIMSS,Международная конференция,международный форум «Город образования»,образование XXI века,образование в мире,оценка качества образования,Рособрнадзор
Чему должна учить современная школа, по каким критериям оценивать образовательные результаты, как сделать качественное образование доступным каждому школьнику - обсудили участники III Международной конференции по оценке качества образования в рамках Московского международного форума «Город образования». В рамках форума «Город образования» 7 сентября состоялась III Международная конференция «Образование с высокими возможностями для каждого: международный...