школьная бюрократияЭксперты рабочей группы ОНФ «Образование и культура как основы национальной идентичности» считают, что школьная бюрократия наращивает обороты.

В октябре 2014 г. президент РФ Владимир Путин поручил оптимизировать систему школьной отчетности. Однако эксперты рабочей группы ОНФ говорят, что школьная бюрократия только усилила свои позиции. Отчётов стало больше, а времени на работу с детьми — меньше. Как шутят сегодня учителя — дети «мешают» работать. (примеч. — ред.)

Эксперты Народного фронта сопоставили приведённые в докладе правительства данные о выполнении поручения с результатами мониторингов и опросов учителей в регионах.
Почти 94% работников образовательных организаций Краснодарского края заявили, что отчетов в 2015 г. стало в среднем больше, чем на четверть. В Ивановской области на увеличение отчетности указали все опрошенные директора и учителя школ, в Удмуртской Республике – 82% респондентов. К концу прошлого года проблема достигла такой остроты, что президенту пришлось еще раз обратить на нее внимание на заседании Госсовета по общему образованию. Президент отметил, что отчётную работу должны взять на себя учредители образовательных организаций, и потребовал упорядочить количество контрольно-надзорных мероприятий в отношении школ.

Директора школ констатируют, что отчётность по образовательной, воспитательной, хозяйственной деятельности разрастается как за счёт новых требований, так и по причине дублирования запросов.

«К примеру, проверки деятельности образовательных организаций, осуществляемые в соответствии с 44-ФЗ о контрактной системе в сфере закупок, проводятся представителями учредителя образовательной организации, прокуратуры, ОБЭП. Более того, наметилась тенденция к искусственному увеличению повторных проверок различными структурами по одной и той же теме», – отметил директор лицея №369 Красносельского района Санкт-Петербурга, член регионального штаба ОНФ Константин Тхостов.

Остаётся неурегулированной ситуация с электронным документооборотом. По требованию контролирующих органов школы вынуждены дублировать электронные документы бумажными. Хотя есть рекомендации Министерства образования от 20 декабря 2000 г., и образовательные организации при составлении своей номенклатуры обязаны руководствоваться данным письмом. Однако методические рекомендации не корректировались после введения в действие закона «Об образовании в РФ» — в них ничего не сказано об электронном документообороте.

«Эксперты утверждают, что сегодня бюрократическая нагрузка обходит в жалобах педагогов даже такой болезненный вопрос, как недостаточный рост зарплаты. Это значит, что проблема вышла за критическую черту», – считает руководитель рабочей группы ОНФ «Образование и культура как основы национальной идентичности», президент образовательного холдинга «Наследник» Любовь Духанина.

Кроме того, эксперты Народного фронта предлагают ввести на определённый срок мораторий на проверки в школах, к которым у комиссий нет замечаний, разработать регламенты запросов и проверок школ органами, не имеющими отношения к системе образования (в отдельных регионах такая работа ведётся, что позволяет сократить контрольно-надзорную нагрузку на школы на 50–60%). Также они предлагают подготовить актуализированные правила архивации электронных документов.

«На форуме по образованию в Пензе президент России, лидер Общероссийского народного фронта Владимир Путин сделал акцент на необходимости повышения статуса учителя. Это государственная задача, и здесь не может быть мелочей. Если педагог в ущерб обучению и воспитанию детей вынужден тратить время на составление отчетов – это прямой урон его статусу. И это недопустимо. Важно понимать, что это проблема не самих школ и не отдельно взятых ведомств, требующих у них бесконечные справки и сводки, а всей системы в целом. Значит, и её решение должно быть системным», – подчеркнула Любовь Духанина.


Справочная информация
По данным комитета Госдумы по образованию, в год общеобразовательные организации готовят до 300 отчетов, около 80% которых пишут сами учителя. По данным Минобрнауки России, составляет 60% школьного документооборота. По итогам форума ОНФ «Качественное образование во имя страны», состоявшегося в октябре 2014 г. в Пензе, президент РФ Владимир Путин поручил принять меры по оптимизации системы отчетности в сфере образования.

Мария Котеняткина
Источник: onf.ru

Получай новости журнала «Стандарты Образования» по почте

Ваш e-mail:

Понравилась статья?! Поделись с друзьями в социальных сетях!

Школьная бюрократия наращивает оборотыhttp://i2.wp.com/www.edustandart.ru/wp-content/uploads/2016/07/shkolnaya_burikratiya.jpg?fit=619%2C619http://i2.wp.com/www.edustandart.ru/wp-content/uploads/2016/07/shkolnaya_burikratiya.jpg?resize=300%2C265Стандарты ОбразованияНовостибюрократия в школе,школьная бюрократия,школьная отчётность
Эксперты рабочей группы ОНФ «Образование и культура как основы национальной идентичности» считают, что школьная бюрократия наращивает обороты. В октябре 2014 г. президент РФ Владимир Путин поручил оптимизировать систему школьной отчетности. Однако эксперты рабочей группы ОНФ говорят, что школьная бюрократия только усилила свои позиции. Отчётов стало больше, а времени на...