pasi_sahlbergВ СМИ появилась информация, что Финляндия планирует отказаться от преподавания таких традиционных предметов, как математика и история, искусство. Недавно британская газета «The Independent» написала: «Реформа образования в финляндских школа: предметы заменят на темы». Pasi Sahlberg, ведущий мировой эксперт в области реформ образования, считает, что  эти рассказы преувеличены. Вот что на самом деле происходит, по мнению  Sahlberg, в Финляндии.

Наталья Журавлева

Так Pasi Sahlberg пишет: «Сохраняйте спокойствие: несмотря на реформы, в финских школах продолжат преподавать математику, историю, искусство, музыку и другие предметы в будущем.

Но в связи с новой школьной реформой все дети будут также изучать предметы по периодам, знакомиться более подробно  с такими темами, как Европейский Союз, общество и изменение климата или 100 лет независимости Финляндии, будут созданы междисциплинарные модули по языкам, географии, науке и экономике.

Важно подчеркнуть две принципиальных особенности финской системы образования для того, чтобы увидеть реальную картину. Во-первых, управление образованием отличается высокой степенью децентрализации, финляндские школы имеют значительную степень свободы и могут организовывать обучение в соответствии с местными условиями. Государство  только лишь обозначает основные ориентиры школам: чему учить и как.

Во-вторых, Национальная учебная программа представляет собой свободный общий стандарт, который рекомендует планирование учебного плана на уровне муниципалитетов и школ. Она оставляет для преподавателей свободу, позволяющую находить лучшие способы преподавания и обучения всех детей. Таким образом, преподавание может различаться в зависимости от школы, местных потребностей и ситуации.

Феномен – ориентированное обучение

Следующей большой реформой образования в Финляндии является введение новой Национальной учебной программы, которая должна вступить в силу в августе 2016 года.pasi_sahlberg2

Она станет обязательным документом, в котором будут сформулированы общие цели школьного образования, описаны  принципы преподавания и обучения, основные принципы специального образования, поддержка и оценка учащихся в школах. Переход от «предметов» к междисциплинарным темам – это ключевая идея в новой Национальной учебной программе.

Интеграция предметов и целостный подход в обучении не являются новыми в Финляндии. С 1980-х годов в финских школах экспериментировали с этим подходом, и с тех пор такой подход стал  основным в преподавании во многих финских школах. Новая реформа изменит взгляд на обучение учителей-предметников финской средней школы, которые традиционно занимались просто преподаванием своего предмета.

Школы выбирают программы

В 2016 году все основные школы от 7 до 16-летних в свои учебные программы должны включить, по крайней мере, один длительный многопрофильный период. Продолжительность такого периода будут устанавливать школы самостоятельно. Школы в Хельсинки решили создать два таких ежегодных периода, которые включат все предметы для всех студентов в каждой школе города.

Одна школа в Хельсинки уже организовала обучение в рамках междисциплинарного подхода; другие школы будут иметь два или более периодов интегрированного обучения.

Во многих основных школах Финляндии учащиеся начнут изучать некоторые традиционные предметы комплексно. Один из начальников в образовании написал в Twitter: «конечным результатом этой реформы будет 320 местных вариаций Национальной учебной программы в 2016 г. и 90% из них очень похожи на нынешнюю ситуацию».

Вы можете удивиться, почему финляндские чиновники в образовании  настаивают на том, чтобы все школы  тратили время на интегрированное обучение. Ответ в том, что педагоги в Финляндии думают, и совершенно правильно, что школы должны учить молодых людей тому, что им пригодится в жизни, а не ради результатов в национальных экзаменах.

Многие считают, что финская молодежь должна больше знать о реальных мировых проблемах. Комплексный подход расширяет сотрудничество учителя и ученика и делает процесс обучения более значимым для студентов.

Студенты вовлечены в проект урока

В Национальной учебной программе – 2016 говорится, что учащиеся должны быть вовлечены в планирование темы на основе изучения периодов и что они должны давать оценку тому, что узнали, с чем познакомились.

Некоторые учителя в Финляндии считают такой путь реформы опасным, который не сможет  улучшить обучение в школах. Другие педагоги считают, что реформирование традиционных способов обучения и ликвидация изоляции преподавания приведёт к фундаментальным изменениям в школах.

В любом случае, преподавание предметов будет осуществляться по-прежнему во многих финских школах и сейчас».

Источник: «The Independent»

Ссылка на оригинал статьи http://www.washingtonpost.com/blogs/answer-sheet/wp/2015/03/26/no-finlands-schools-arent-giving-up-traditional-subjects-heres-what-the-reforms-will-really-do/

Быть или не быть учебным предметам в финляндских школахСтандарты ОбразованияОбразование в миререформа образования,реформа образования в Финляндии,финляндская система образования
В СМИ появилась информация, что Финляндия планирует отказаться от преподавания таких традиционных предметов, как математика и история, искусство. Недавно британская газета «The Independent» написала: «Реформа образования в финляндских школа: предметы заменят на темы». Pasi Sahlberg, ведущий мировой эксперт в области реформ образования, считает, что  эти рассказы преувеличены. Вот что...