Всем очевидно, что учителя контролируют дисциплину на уроке, чтобы создать условия для обучения детей. Но всегда ли это так? Всегда ли продуктивны  управленческие цели педагогов и отвечают ли они интересам детей. Дисциплина на уроке – для кого?

Многие считают, что если учитель может управлять классом, контролировать дисциплину на уроке, то это хороший учитель. Другими словами, умение  управлять классом – это неотъемлемая часть профессионального стандарта педагога.  Но что если это не так? Что имеет большую ценность для воспитания и обучения ребёнка –  дисциплина на уроке  или самодисциплина? Что делать с учителем, для которого дисциплина является конечной целью обучения и который выбирает форму обучения с учётом этой цели? Поясню.

Не содержание программы, методы учителя помогают формировать и поддерживать ему дисциплину и воспитывать самодисциплину, а наоборот – учитель поддерживает дисциплину, чтобы дать знания. Традиционный подход в обучении: формирование и развитие знаний, умений и навыков, факты для запоминания, лекции, чтение готовых правил и инструкций в учебнике – позволяют учителю прежде всего контролировать дисциплину в классе.

Например. Чётко построенный урок, где каждый ученик действует строго по порядку, в соответствии с целями и задачами учителя, или урок, где учитель приглашает учеников принять участие в деятельности, не ограничивая при этом учеников в действии? Своего рода импровизация. Какой урок вы бы выбрали?

Эффективным методом управления классом является оценка. Большинство учителей используют оценку, чтобы контролировать поведение учеников. Оценка – это своего рода награда за соблюдение или несоблюдение учительских правил.

При таком подходе учителю проще расходовать свои энергоресурсы, проще организовывать процесс обучения. Тогда ученик не субъект, а объект в учебном процессе, тогда постепенно он теряет интерес к обучению и, как следствие, учитель упор делает на дисциплине для поддержки внимания, контроля поведение, чтобы дать знания.

Кроме того, есть ряд других факторов, влияющих на выбор дисциплины как метода обучения.

Что подумает администрация

Если в классе шум – значит, учитель не справляется. Значит, не владеет классом. Не владеет классом – значит, у учащихся не будет ни знаний, ни качества образования. Значит, не напишем мониторинг, не сдадим ЕГЭ.  Если в классе тихо и спокойно – значит, дети работают, урок организован, дети счастливы и получают свои знания.

Учитель всегда прав 

Многие слышали выражение: учитель всегда прав. Учитель не идёт на компромисс, потому что сформировавшееся мировоззрение педагога и его правильные ценности не поддаются трансформации. В редких случаях если. Большинство учителей работает с детьми, а не для детей. Хотя должно быть наоборот.

Глаза в глаза

Это уже психологическая потребность учителя контролировать всех и всюду.

Безусловно, дисциплина на уроке необходима, никто не говорит об анархии и неразберихе на уроке. Но необходимо понять, что дисциплина – это не способ, облегчающий усвоение учащимися академических знаний на уроке.  Это, скорее всего, проблема в самом учителе, который по-другому не может организовать урок, для которого дисциплина на уроке – конечная цель обучения.

Наталья Журавлева

Получай новости журнала «Стандарты Образования по почте»

Ваш e-mail:

Дисциплина https://i2.wp.com/www.edustandart.ru/wp-content/uploads/2015/07/urok_disciplina.png?fit=288%2C180https://i2.wp.com/www.edustandart.ru/wp-content/uploads/2015/07/urok_disciplina.png?resize=288%2C180Стандарты ОбразованияЗаметки редакторадисциплина на уроке,как наладить дисциплину на уроке
Всем очевидно, что учителя контролируют дисциплину на уроке, чтобы создать условия для обучения детей. Но всегда ли это так? Всегда ли продуктивны  управленческие цели педагогов и отвечают ли они интересам детей. Дисциплина на уроке – для кого? Многие считают, что если учитель может управлять классом, контролировать дисциплину на уроке, то...