журнал стандарты образованияУ каждого учителя, естественно, был свой первый учебный год и, наверное, желание убежать из школы. Пожалуй, правильным будет сказать, что первый учебный год как первая любовь.

Прошло 16 лет, как я пришла в школу. Мне был 21 год. И мне сразу дали четыре девятых класса. Классное руководство в 8 классе. Помню, как на меня смотрели глаза моих первых учеников: у кого – любопытство, у кого – мы ещё посмотрим: выдержишь или нет. Было трудно и интересно. Проверку прошла. До сих пор мои первые ученики мне пишут, находят в социальных сетях.  И ещё – мне повезло. В школе работала очень грамотный, профессиональный и человечный руководитель методического объединения, которая мне помогала, порекомендовала наставника. Но так бывает не всегда.

Порой молодые учителя приходят в школу и остаются один на один с учениками, родителями, профессиональными проблемами, требованиями администрации. Как не разочароваться в профессии и остаться работать в школе по-настоящему?

Если статью читает молодой учитель, то надеюсь, мои советы-размышления помогут тебе. Если опытный, то можете поделиться своим опытом с начинающими учителями.

  1. Твой первый учебный год – это не просто тяжёлый учебный год. Это джунгли, где идёт борьба за выживание. Ты будешь не только готовиться к урокам, но и принимать решения, давать советы родителям, которые в разы старше тебя! Помню своё первое родительское собрание. Я смотрела на них и думала, что я могу сказать. Они и так всё знают и меня ещё воспитают. Появятся усталость и неуверенность, мысли – что это не твоё. Твоё. Всё наладится. Главное – верь в себя, свои силы и учеников. Они не подведут. Они могут быть шалопаями, не слушать на уроке, проверять тебя, но не подведут.
  2. А для этого нужно любить детей. Быть искренним. Дети всё чувствуют. Тем более у тебя козырь – молодость, оптимизм, желание творить, горящие глаза, ты пока не успел увязнуть в бездушных бумажках. Ни в коем случае не обманывай детей, не унижай, иначе не заслужишь их уважения, любви и доверия. А уж если заслужил – они твои.
  3. Не бойся, что у тебя нет опыта. Твой задор, желание работать от души компенсируют методические ошибки во время урока. Ученики любят увести учителя от темы урока – те ещё стратеги! Иногда нужно поговорить с детьми на уроке не об уроке. В таких разговорах тоже идёт воспитание, научение. Главное – не увлекайся. Программу не отменили пока.
  4. Никогда не реагируй на резкие необоснованные выпады старших коллег, когда они начнут тебя снисходительно поучать. Есть такие махровые училки в школе, к сожалению. Их сразу видно. Даже если они сто раз неправы, выслушай молча. Критика в любом случае полезна.
  5. Если администрация не назначила тебе наставника, найди сам человека, который сможет поддержать тебя, помочь, высказать конструктивное замечание, поделиться своим опытом, человека, с которым будет обратная связь. Нет и такого человека в школе, борозди просторы интернета, где предостаточно профессиональных сообществ и грамотных учителей, желающих искренне поделиться своим опытом.
  6. Не зацикливайся только на школе и учениках. Чтобы быть интересной ученикам, чтобы уроки были интересными, развивайся. Я имею в виду не только чтение педагогической литературы и выступление с докладом на педагогическом совете или методическом объединении. До сих пор не вижу ценности в «Плане профессионального роста»! Каждый год их переписывают, рассматривают, утверждают, а толку… Но не об этом.

Музеи, театры, выставки, путешествия, общение с друзьями и др. – это тоже опыт в твою педагогическую копилку. Поверь, хотя со мной могут коллеги и не согласиться. Не будет детям интересен учитель, который всюду и везде говорит только и постоянно про школу. Тебе бы было интересно?! Всегда боялась и боюсь превратиться в училку.

  1. Сюрпризы. Без них не обойтись. Мне доску воском мазали, ключ от кабинета прятали, парфюм разбрызгивали, на день рождения кабинет украшали воздушными шарами, цветами, плакатами. А накануне нагло выдворяли из кабинета со словами: «Идите уже домой». Будут к тебе приходить после окончания школы и рассказывать о своих успехах. Порой чаще приходят самые «отпетые», которые столько кровушки попили у тебя, а ты – у них. Но приходят благодарные, вспоминая твои уроки, свои проказы и достижения, в которых есть и твоя заслуга.
  2. Тебе, молодому учителю, вдвойне нужна поддержка, нужна обратная связь с учениками, родителями, администрацией, коллегами. Не останавливайся, пока не получишь этого, а достигнув, ты останешься в школе. Ведь детям нужны учителя, которые остаются. Первый учебный год — это, действительно, как первая любовь.
  3. И напоследок. Успехов тебе! И не только в первом учебном году!

Журавлева Наталья

Получай новости журнала «Стандарты Образования» по почте

Ваш e-mail:

Понравилась статья?! Поделись с друзьями в социальных сетях!

Первый учебный год как первая любовьhttps://i1.wp.com/www.edustandart.ru/wp-content/uploads/2015/08/molodoj_specialist.png?fit=518%2C338https://i1.wp.com/www.edustandart.ru/wp-content/uploads/2015/08/molodoj_specialist.png?resize=300%2C265Стандарты ОбразованияСтатья в номермолодой учитель,помощь молодому специалисту учителю
У каждого учителя, естественно, был свой первый учебный год и, наверное, желание убежать из школы. Пожалуй, правильным будет сказать, что первый учебный год как первая любовь. Прошло 16 лет, как я пришла в школу. Мне был 21 год. И мне сразу дали четыре девятых класса. Классное руководство в 8 классе....