образование будущегоСегодня современная педагогическая наука и практики предлагают всевозможные педагогические технологии, способы и методы обучения. Написано много учебников, разработано бесчисленное количество образовательных программ. Каким видели образование, цели и задачи великие педагоги 19-20 вв.? Взгляд из прошлого на задачи образования.

  1. «Никаких стандартов». (Л.Н. Толстой)

Л.Н. Толстой выступал против любых правил и дисциплины в школе. Толстой считал, что всё в обучении: учитель, ученик и их взаимные отношения – должно быть индивидуальным. Так в школе писателя, которая находилась в Ясной Поляне, дети сидели кто как хотел, определённой программы преподавания не было. Задача учителя – заинтересовать учеников. Толстой считал, что необходимо развивать наблюдательность, способность самостоятельно мыслить и глубоко чувствовать, творческий потенциал.

Задачи образования –  изучение условий совпадения деятельности учителя и ученика на пути к единой цели.

Религиозно-нравственные основы воспитания

Идея религиозно-нравственного воспитания основывалась на непротивлении злу насилием, распространении добра в мире каждым человеком. Толстой проповедовал идею нравственной революции, то есть нравственное самоулучшение.

Условия нравственного воспитания

  • развитие наблюдательности;
  • развитие способности самостоятельно мыслить и глубоко чувствовать;
  • свобода детской активности и детского творчества;
  • уважение ребёнка как личности;
  • протест против угнетения детей;
  • уважение к детским недостаткам;
  • приобщение ребёнка к «религиозному началу».

Теория свободного воспитания

Л.Н. Толстой придерживался идеи свободного воспитания и утверждал, что учителя не имеют права принудительно воспитывать детей в духе принятых принципов. Поэтому у школьников должна быть свобода выбора — чему и как они хотят учиться, а учителю необходимо развивать природу ребёнка.

Физическое воспитание

Физическому воспитанию Л.Н. Толстой также придавал немаловажное значение, считал, что нужно совершенствовать физические качества детей: закаливать организм, развивать физические качества при помощи народных игр и игр на природе.

  1. «Учить учиться». (К.Д. Ушинский)

Ушинский исследовал психофизическую природу обучения, дал анализ психологических механизмов внимания, интереса, памяти, воображения, эмоций, воли, мышления, обосновал необходимость их учета и развития в процессе обучения. К.Д. Ушинский считал, что  «… дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием и односторонностью», и делал вывод: «… чем моложе возраст, тем более требует он разнообразия деятельности…» (Собрание сочинений, т. 3, 1948, с. 147).

Задачи образования — организовать познавательную деятельность ребенка, где, в первую очередь,  необходимо уделить внимание развитию трудолюбия, интереса к науке и физическому труду, возбуждению активности и самостоятельности детей в процессе сознательного учения.

Задача учителя, по мнению Ушинского, «учить учиться», помочь ученику найти своё место в жизни, так «… следует передать ученику не только те или другие познания, но и развить в нем желание и способность самостоятельно, без учителя, приобретать новые познания». (Собрание сочинений, т. 2, 1948, с. 500)

  1. «Воспитания красотой». (В.А. Сухомлинский)

В.А. Сухомлинский свой подход в педагогике основывал на признании личности ребёнка как высшей ценности. Воспитание и образование, творческая деятельность сплочённого коллектива педагогов-единомышленников и учащихся – всё должно быть направлено к личности ребёнка. 

Процесс обучения – это радостный труд. Сухомлинский большое внимание уделял формированию мировоззрения учащихся.

Учитель должен уметь не только передавать знания своим ученикам, но и воспитывать в них человека, от которого зависит будущее целой страны.

  1. «Проект личности». (А.С. Макаренко)

Педагогические взгляды Макаренко – это своеобразный «проект личности»:

— ни одно действие педагога не должно стоять в стороне от поставленных целей;

— никакое педагогическое средство не может быть объявлено раз и навсегда полезным либо вредным; отдельное средство может быть и положительным, и отрицательным; решающим является действие всей системы средств;

— никакая система воспитательных средств не может быть установлена раз и навсегда: она изменяется и совершенствуется в точном соответствии с развитием ребенка и поступательным движением общества;

— всякое средство должно быть педагогически целесообразным, что проверяется опытным путем.

— педагог должен ясно себе представлять, каким он видит своего воспитанника на выходе. Учитель должен проектировать личность ребёнка.

Макаренко выступал за создание двух воспитательных программ. Одна общая, рассчитанная на всех детей, на воспитание общепринятых ценностей и качеств личности. Например, трудолюбие, честность, эмпатия и др. Другая –  индивидуальная программа ребёнка, рассчитанная на полное раскрытие его личных способностей и интересов. 

Богданова Анна Александровна, воспитатель МДОУ «Ручеек», г. Новгород

Источники: http://wikipedia.org, http://dic.academic.ru/

Получай новости журнала «Стандарты Образования по почте»

Ваш e-mail:

Взгляд из прошлогоwww.edustandart.ru/wp-content/uploads/2015/06/ObrazovaniBud.gif?fit=250%2C230www.edustandart.ru/wp-content/uploads/2015/06/ObrazovaniBud.gif?resize=250%2C230Стандарты ОбразованияСтатья в номерзадачи образования
Сегодня современная педагогическая наука и практики предлагают всевозможные педагогические технологии, способы и методы обучения. Написано много учебников, разработано бесчисленное количество образовательных программ. Каким видели образование, цели и задачи великие педагоги 19-20 вв.? Взгляд из прошлого на задачи образования. «Никаких стандартов». (Л.Н. Толстой) Л.Н. Толстой выступал против любых правил и дисциплины в...