педагогическое мастерствоПродуктивность нашей деятельности невозможна без памяти. Память также является залогом успешного обучения школьников. Предлагаем стратегии, как эффективно запоминать информацию.

Память – когнитивный процесс, состоящий в запоминании, сохранении, восстановлении и забывании приобретённого опыта («Толковый словарь» Т.Ф. Ефремовой). Без памяти невозможно успешное обучение.

 Как эффективно запоминать информацию школьникам?  Предлагаем стратегии запоминания информации.

1.     Обращение к органам чувств
Процесс обучения должен включать такие органы чувств, как визуальные (видеть и воспринимать), слуховые (слушание и говорение) и тактильные (прикосновение и движение). Апеллируя к органам чувств, вы создаёте условия школьникам для хранения информации в различных отделах мозга, что приводит к тесной взаимосвязи памяти с другими  психическими процессами: мышление, внимание, восприятие, воображение и др.
Совет: сделайте свои уроки запоминающимися, при составлении технологической карты урока учитывайте такие органы чувств, как зрительные, слуховые и тактильные. Например, если на уроке вы изучаете сердце, включите в план урока просмотр фильма, прочитайте вслух текст, имитируйте движение сердца и кровотока, нарисуйте строение сердца.

2.     Значимые связи
Научные исследования показывают, что процесс обучения проходит наиболее успешно, если изучение нового материала связано и основывается на знаниях уже изученного. Вероятность воспоминая вырастет, если учитель использует связи между новыми и «старыми» знаниями.
Совет: позволяйте своим ученикам анализировать и осмысливать новую информацию. Мозговой штурм – мощная, но в то же время простая стратегия, позволяющая школьникам соединить их опыт и достаточные знания с тем, что им предстоит узнать на уроке. Например, покажите изображение, связанное с новым содержанием урока, и попросите учеников рассказать об изображении всё, что они знают и могут.

3.     Повторяйте, повторяйте, повторяйте
Чтобы усилить синаптические связи, необходимо  постоянно активизировать память. Каждый раз, когда мы узнаём что-то новое, активизируется определённое количество нейронов. Когда мы повторяем, те же нейроны реагируют. Поэтому чем больше времени школьники  повторяют, тем больше будет развиваться память, а  процессы запоминания и воспоминания будут более эффективными.
Совет: повторяйте основные понятия урока системно. Отсутствие системы в повторении не развивает память. Например, используйте последние 5-7 минут на уроке как возможность вспомнить то, чему вы учили. Проанализируйте, сколько учеников помнит материал. Это может помочь школьникам укрепить веру в собственные силы, а также помочь вам для проектирования следующей темы урока.

4.     Много материала – не значит хорошо
Не перегружайте кратковременную память большим объёмом информации. Обучение и память быстро потребляют такие ресурсы, как глюкоза. Чем интенсивнее обучение, тем быстрее эти ресурсы потребляются, что приводит к быстрой утомляемости и перезагруженности школьников.  Совет: научитесь давать новый материал  небольшими понятными блоками и предоставляйте учащимся достаточно времени, чтобы осмыслить информацию. Слишком много материала за короткий промежуток времени – не значит хорошо, мозг всё равно не сможет обработать и сохранить его.

5.     Физическая активность
Современные школьники зачастую перегружены уроками. Многие занимаются дополнительно. Да и личные, семейные проблемы могут привести к стрессу. Всё это может влиять на способность запоминать новую информацию.
Совет: включайте физическую активность на уроках или методы снятия стресса. Например, растяжка и дыхательные упражнения могут стать частью вашей учебной программы. Даже если это не урок физической культуры. Вы можете использовать  такой способ в начале урока или когда вы понимаете, что школьники устали, потеряли интерес. Отдохнувший мозг – продуктивный мозг.

Наталья Журавлева
Источник: Theguardian.com

Получай новости журнала «Стандарты Образования» по почте

Ваш e-mail:

Понравилась статья?! Поделись с друзьями в социальных сетях!

Как эффективно запоминать информациюhttps://i1.wp.com/www.edustandart.ru/wp-content/uploads/2015/05/Pedmasterstvo.gif?fit=594%2C453https://i1.wp.com/www.edustandart.ru/wp-content/uploads/2015/05/Pedmasterstvo.gif?resize=300%2C265Стандарты ОбразованияСтатья в номерактивнее методы и формы обучения школьников,активные методы обучения,методы обучения школьников,стратегии запоминания информации
Продуктивность нашей деятельности невозможна без памяти. Память также является залогом успешного обучения школьников. Предлагаем стратегии, как эффективно запоминать информацию. Память – когнитивный процесс, состоящий в запоминании, сохранении, восстановлении и забывании приобретённого опыта («Толковый словарь» Т.Ф. Ефремовой). Без памяти невозможно успешное обучение. Предлагаем стратегии запоминания информации. 1.     Обращение к органам чувств Процесс обучения должен включать такие...