чтение книг детьмиВо время формирования навыков смыслового чтения, по мнению исследователей,  у  читателя преобладает семь стратегий формирования понятий во время и после прочтения текста.

      Если читает способный и любящий чтение ученик, то это активный процесс чтения. Сознание таких учащихся постоянно обрабатывает информацию, извлечённую из текста. И, наоборот, ученик, читающий неохотно, пытается бездумно прочитать слова на странице. Для него чтение является неактивным процессом. Происходит своеобразная борьба между чтением и смыслом.

      К счастью, можно сформировать когнитивные навыки смыслового чтения. Для этого необходимо использовать явные и прямые указания. Очень важно, чтобы сначала учитель отработал модель стратегии в классе, прежде чем учащиеся самостоятельно станут использовать её. Моделирование стратегии дает учащимся четкое понимание того, почему им было дано это задание и как завершить его должным образом.

Семь стратегий формирования навыков смыслового чтения
Итак, семь стратегий по формированию навыков смыслового чтения. Данные стратегии можно применять к  различным текстам в зависимости от дисциплины.
1. Активизация. Учащиеся используют свой опыта и/или знания для того, чтобы лучше понять текст.

2. Подведение итогов. Предложите учащимся переформулировать цель и смысл текста своими словами.

3. Мониторинг и уточнение. Учащиеся определяют, понимают ли они текст. Если есть недоразумения, то уточнить и исправить путаницу, которая возникла во время и после прочтения текста.

4. Визуализации и организации. Учащиеся создают мысленные образы текста. Графические организаторы помогают обеспечить структуру и позволяют ученикам генерировать идеи из текста.

5. Поиск и отбор. Ученики собирают информацию из различных источников, чтобы выбрать то, что позволяет им определить ключевые слова, ответить на вопросы или решить проблемы, применяя рассуждение, аргументы, доказательства.

6. Анкетирование. Учащиеся создают вопросы, связанные с текстом, задают себе вопросы во время чтения текста, отвечают на вопросы своих сверстников и/или учителя.

7. Вывод: Учащиеся интерпретируют текст и делают логические выводы.

Выбор стратегии
     Важно сознательно выбрать стратегию по формированию навыков смыслового чтения в зависимости целей обучения, программы и типа текста. Прежде чем выбирать стратегию, вот несколько вопросов для того, чтобы определиться с выбором:

  • Какой текст будут читать ученики?
  • Как часто ученики работают с данным типом текста?
  • Как учащиеся должны работать с текстом? Должны ли они ответить на вопросы или сделать выводы относительно информации, представленной в тексте?
  • В какой части или частях текста может поспорить с учащимися больше всего?
  • Где и когда учащиеся могут воспользоваться поддержкой, например, словарем или другой справочной, учебной литературой?
  • Какие умения нужны студентам, чтобы улучшить свои навыки чтения или закрепить после прочтения?
  • Как та или иная стратегия будет использоваться в классе?

Чтение и устная интерпретация  текстов – непростая задача. Такая практика требует времени и терпения.

Если целенаправленно применять данные стратеги во всех предметных дисциплинах, ученики смогут перейти от пассивного читателя к опытному читателю, читателю-эксперту, мыслителю, способного самостоятельно обрабатывать информацию текста.

Наталья Журавлева
Источник: Edutopia.org
Ссылка на оригинал статьи http://www.edutopia.org/blog/teaching-students-skills-expert-readers-tricia-hilliard

Формирование навыков смыслового чтенияСтандарты ОбразованияСтатья в номерформирование навыков смыслового чтения
Во время формирования навыков смыслового чтения, по мнению исследователей,  у  читателя преобладает семь стратегий формирования понятий во время и после прочтения текста.       Если читает способный и любящий чтение ученик, то это активный процесс чтения. Сознание таких учащихся постоянно обрабатывает информацию, извлечённую из текста. И, наоборот, ученик, читающий неохотно, пытается бездумно...