инновации в образованииПроект «Учись по-новому!» призван решить проблему умения эффективно использовать свободное время, и направлен на формирование универсальных навыков исследовательской деятельности в новых условиях информационного общества.

Необходимость приобщения учащихся любого образовательного учреждения к исследовательской работе очевидна. В нашей гимназии данным видом деятельности занимаются все десятиклассники. В целом, в этим направлением охвачены все учащиеся гимназии: с 1 по 9 класс – на добровольной основе, в 10 классе – обязательный предмет «Основы проектирования», на который выделяется 1 час в неделю, чего явно недостаточно для проведения качественной работы.

И при современной загруженности  школьнику выделить время для какой-либо дополнительной, пусть очень интересной, деятельности весьма проблематично. Поэтому часто ребенок относится к ней формально, а следовательно, не в полной мере формируются навыки исследовательской деятельности.

На старшей ступени образования обучение в гимназии осуществляется по индивидуальному учебному плану (ИУП). Одна из проблем ИУП связана с наличием в расписании ученика «окон» (до 6 в течение недели). Это время можно продуктивно использовать для организации самостоятельной исследовательской работы. И в этом существенно мог бы помочь компьютер с доступом в интернет.

Проект «Учись по-новому!» призван решить проблему умения эффективно использовать свободное время. Он направлен на формирование универсальных навыков исследовательской деятельности в новых условиях информационного общества. Проект предусматривает использование всероссийской единой сети Дневник.ру (www.dnevnik.ru) в качестве общедоступной образовательной среды.

Все участники образовательного процесса зарегристрированы в этой сети и продуктивно используют её возможности.

Для обеспечения непрерывного доступа к сетевым ресурсам, ученику необходимо мобильное устройство. Ученик при наличии нетбука во время «окон» в свободном кабинете, библиотеке, оборудованных для отдыха рекреациях будет иметь возможность:

  • осуществлять поиск информации, обработку и размещение в сети материалов исследования;
  • общаться на форумах сервиса Дневник.ру по проблеме исследования, участвовать в работе виртуальных групп (тренинги, семинары, вебинары);
  • дистанционно получать консультации специалистов.

Цель проекта и основные задачи

Цель: создать условия для формирования универсальных навыков исследовательской деятельности посредством сетевых технологий.

Задачи:

  • Оптимизировать исследовательскую деятельность за счет возможностей Дневник.ру.
  • Сформировать умение рационально организовывать свое время.
  • Сформировать навыки сетевого общения, коллективного взаимодействия.
  • Способствовать успешной социализации старшеклассников.

Результаты проекта

Критериями успешности реализации проекта можно считать:

Образовательный эффект:

Поскольку исследования проводятся в области выбранного профиля, происходит углубленное изучение учебного предмета путем тщательного, всестороннего изучения предмета исследования.

Воспитательный эффект:

  • Повышается мотивация к исследовательской деятельности.
  • Происходит успешная социализация старшеклассников. Этому способстуют взаимодействие с различными специалистами, публичные выступления и презентация своих работ на разных уровнях, рецензирование работ.

Развивающий эффект:

  • Совершенствуются навыки исследовательской деятельности, сетевого общения, коллективного взаимодействия.
  • Совершенствуются умения рационально организовывать свободное время.

Таким образом, разработанный проект позволяет вывести организацию учебной исследовательской деятельности на принципиально новый уровень, сделать её мощным ресурсом для формирования компетенций, необходимых человеку в современном обществе. Ученик активно включается в процесс дистанционного обучения, постигая его технологию.

Целевая группа

Проект направлен в первую очередь на учащихся 10 классов, а также в проекте будут задействованы учителя-предметники гимназии, консультанты (специалисты организаций и предприятий города, преподаватели других учебных заведений, в том числе и родители наших гимназистов — полноправные участники образовательного процесса, которые всегда занимают активную позицию).

Участники проекта:

Координаторы проекта Учителя, ведущие предмет основы проектирования (ОП)
Авторы исследовательских работ учащиеся 10 классов.
Руководители исследовательских работ Учителя-предметники гимназии, имеющие опыт исследовательской деятельности.
Консультанты Специалисты в разных областях науки (связь с вузами областного центра), производства (хим. комбинат, «зеленый цех»), сферы обслуживания (тур. агентства, мед. учреждения), учреждения культуры (музей, художественный салон, библиотеки и др.), в том числе и родители гимназистов. Каждый год направления взаимодействия с социумом по исследовательской деятельности варьируются в зависимости от выбранных учащимися тем.
Психологи Штатные психологи гимназии
Инженер-программист Штатный работник гимназии

 

Организация обучения

Проект будет действовать ежегодно в силу своей специфики (каждый год – новый 10 класс).

  1.  Правила использования персональных мобильных компьютеров

Мобильные устройства хранятся в учебном кабинете. Материальную ответственность за хранение, учет, выдачу, возврат несет заведующий кабинетом.

Нетбуки выдаются ученикам по мере необходимости: во время свободных уроков («окон»), после уроков, на студиях, при выходе на объекты исследования для проведения практической части.

  1. Организация рабочего пространства для работы проекта

Нетбуки используются для работы учащихся в удобном для них режиме (свободные уроки, после уроков). В коридорах оборудовано необходимое количество точек доступа (Wi-Fi). Любой ученик 10 класса может взять нетбук и работать в свободном кабинете, библиотеке, или в оборудованных для отдыха рекреациях. Также он может взять нетбук с собой на объект исследования вне школы: записать интервью, делать записи в дневнике наблюдения, заносить результаты опросов, оперативно связаться с руководителем (в течение дня учителя работают в Дневник.ру).

  1. Организация взаимодействия учителя и учеников посредством нетбуков

Взаимодействие ученика и учителя (руководителя, консультанта) осуществляется посредством образовательного пространства Дневник.ру. Обучение, по сути, дистанционное, так как ученик общается и с координатором, и с предметником-руководителем работы, и с экспертами-специалистами. Однако трудно собрать всех в одном помещении и в одно время. Посредством сети все участники этой работы одновременно являются и участниками одной виртуальной группы, имея доступ к их общей информации. Они могут обмениваться сообщениями, размещать и использовать файлы, читать объявления и новости, оперативно взаимодействовать, использовать ресурсы Медиатеки на Дневник.ру.

Мероприятия Ход реализации проекта с указанием применения нетбуков Участники Результат
сентябрь
Инструктажи по ТБ Инструктажи учащихся по ТБ с использованием нетбуков проводятся по группам после уроков на первой неделе реализации проекта. учащиеся,

руководители

осознание участниками проекта меры своей ответственности по ТБ,

наличие журнала инструктажа

Разработка рекомендаций, инструкций, памяток координаторы Размещение разработанного материала на Дневник.ру
Стартовые тренинги с учащимися, учителями, консультантами Групповые занятия, на которых каждый участник проекта  знакомится с дополнительными возможностями сервиса Дневник.ру, необходимыми в ходе реализации проекта. (Отдельно проводятся занятия для учащихся, руководителей, консультантов) учащиеся,

руководители,

консультанты

Участники проекта прошли стартовое обучение

 

 

Организация групп Каждый учащийся, используя нетбук, принимает приглашение тьютора о вступлении в группу на Дневник.ру. В файлах группы выбирает стартовую анкету для выявления интересов, заполняет её и отправляет тьютору (в индивидуальном порядке, в свободном режиме к указанному сроку).

Участники проекта знакомятся с инструкциями по работе в сети, сетевому этикету и др. (в индивидуальном порядке, в свободном режиме).

учащиеся,

руководители,

консультанты

Определены направления деятельности учащихся.

Созданы группы единомышленников.

 

Выбор темы исследования Обзор интернет-источников, выбор предмета исследования. Информирование руководителя о проделанной работе на Дневник.ру («обмен сообщениями», загрузка файлов). учащиеся Выбраны тема, объект, предмет исследования.
октябрь
Выполнение теоретической части Поиск информации, обработка  материала. Взаимодействие с руководителем, консультантами на форуме Дневник.ру

Отправка отчетов о проделанной работе и материалов теоретической части руководителю.

Систематизация материалов теоретической части.

учащиеся,

руководители,

консультанты

Написана теоретическая часть
ноябрь-декабрь
Выполнение практической части Обсуждение плана эксперимента: взаимодействие с руководителем, консультантами на форуме Дневник.ру, посредством обмена сообщениями, отправка отчетов о проделанной работе и материалов практической части руководителю.

Выход на объекты исследования с целью фиксирования результатов наблюдения, опросов, интервью с последующей их обработкой.

учащиеся,

руководители,

консультанты

Проведены эксперименты, написана практическая часть работы
январь
Корректировка работы, подготовка к презентации Взаимодействие с руководителем, консультантами на форуме Дневник.ру по вопросам корректировки работы. Оформление работы

Подготовка публичного выступления.

Проведение психологических тренингов (групповые занятия с психологом непосредственно и дистанционно)

 

учащиеся,

руководители,

консультанты

Работа готова к защите
февраль-апрель
Презентация работы

— гимназические академические чтения (ГАЧ);

— конкурсы различного уровня

 

1. Защита работы на уровне школы (февраль)

На гимназических чтениях работа организована по секциям, нетбуки, с подключенными к ним проекторами, используются для демонстрации результатов исследования. Данное мероприятие рассчитано на неделю.

В ходе работы секций каждая работа получает определенное количество баллов согласно разработанным критериям и занимает свое место в рейтинге. Работы, получившие наибольшее количество баллов, рекомендуются для участия в конкурсах более высокого уровня, что важно для пополнения «портфолио» ученика.

учащиеся

руководители

 

Представление работ на различных уровнях (см. Критерии успешности).

 

Выстроен рейтинг работ, даны рекомендации на участие в конкурсах более высокого уровня.

Руководители пишут и размещают в сети рецензии на работы,  которые будут использоваться как образец в целях обучения учащихся этому виду деятельности (по плану в мае).
 

2. Презентация работ в рамках конкурсных мероприятий (март, апрель)

В целях обеспечения психологического комфорта и исключения возможности технических проблем с чужой техникой, учащиеся берут нетбуки с собой на конкурсы.

 

3. Диссеминация опыта работы учащихся (преемственность проекта) (конец апреля)

В целях пропаганды исследовательской деятельности ведется работа с учащимися 9 классов (будущими десятиклассниками).   В специально отведенное время  группа десятиклассников проводит адаптационные занятия:

—   Презентуют результаты своей работы;

—   Делятся опытом участия в проекте «Учись по-новому!», демонстрируя возможности Дневник.ру

 

 

Девятиклассники получают полное представление о ходе проведения исследовательской работы в рамках проекта, а также о возможных формах презентации своих результатов.

Количество групп в составе 3-4 человек (занимающих первые строчки рейтинга) соответствует количеству девятых классов
май
Обучение написанию  рецензий, отзывов

Проведение итоговой конференции

Каждый учащийся, имея представление о работах других (все работы были представлены на школьных секциях), выбирает одно исследование, с которым знакомится более подробно в электронном варианте. С опорой на материалы по написанию отзывов и рецензий (тьютор размещает их в файлах группы на Дневник.ру),  пишет отзыв и рецензию на выбранную работу и отправляет тьютору. Тьютор вносит коррективы, пересылает на доработку. Только после доработки готовая рецензия будет отправлена автору работы. Автор выполняет аналогичную работу, таким образом дополнительно происходит взаимообучение участников проекта.

Учащиеся могут посмотреть свой рейтинг в этом виде деятельности, размещенный в сети.

Подведение итогов работы на форуме (тема открыта в течение недели), затем на гимназической конференции.

Написаны отзывы, рецензии, отправлены авторам работ. Количественная оценка (баллы) даст возможность выстроить рейтинг учащихся в этом виде деятельности.

 

Проведена конференция, на которой  обобщаются результаты работы.

Дневник.ру фиксирует время отправки сообщений на форум, дату и время загрузки файлов, просмотра сообщений и объявлений, что позволяет организовать эффективный мониторинг самостоятельной исследовательской деятельности. Так как в проекте задействованы учащиеся только десятых классов, время, затраченное на мониторинг тьюторами и кураторами, не велико.

  1. Обеспечение безопасности работы со школьными ноутбуками

Для участников проекта проводится координатором проекта дополнительный инструктаж по технике безопасности при работе с нетбуками. Ответственность за безопасность учащегося возлагается на руководителя проекта.

  1. Техническая поддержка

Обслуживание техники производится штатным инженером-программистом школы.

  1. Привлечение родителей

Возможность участия родителей в проекте предусмотрена. Они могут быть непосредственными участниками (в качестве консультанта или руководителя исследовательской работы) какой-либо группы единомышленников, включаться в общение и работу с помощью Дневник.ру на правах зарегистрированных пользователей.

Методическая поддержка и обобщение опыта

Методическая поддержка

Система практико-ориентированных семинаров и тренингов (очных и дистанционных; дополнительно все материалы размещаются в файлах группы) по организации процесса исследовательской деятельности, сетевому этикету, формам представления результатов, по размещению информации в сети, тренинги для родителей по работе в Дневник.ру. Практически весь педагогический коллектив, в силу специфики проекта (исследовательская деятельность в любой предметной области) задействован в нем.

Обобщение опыта

Материалы по реализации проекта обобщаются в информационно-методическом центре гимназии.

Представление результатов:

  • участие в конкурсах, конференциях на разных уровнях.
  • на Дневник.ру будет создано событие «Учись по-новому!», в котором освещается ход работы над проектом, участники проекта могут оставлять свои комментарии.

В настоящее время прорабатывается вопрос о дополнительном использовании сетевых сервисов Google с целью создания совместных документов (например, согласование плана мероприятий), проведения анкетирования, диссеминации опыта сетевого взаимодействия при организации исследовательнской деятельности.

Общественная экспертиза проекта: представление проекта

  • на БГС (Большой гимназический совет, проходит в гимназии ежегодно в конце мая), где задействованы все участники образовательного процесса – учителя, учащиеся, родители.
  • на областном и российском образовательном форуме «Открытость. Качество. Развитие»

Используемое программное обеспечение

1.Опрационная система Windows XP.

  1. Интернет-браузер Internet Explorer, Google Chrome.
  2. Средства обеспечения безопасности (Антивирус Касперского 6.0, бесплатный комплекс обеспечения безопасности CIS, Premium)
  3. Офисный пакет MS Office 2003: MS Word (обработка текста), MS Excel (табличные расчеты, построение диаграмм), MS PowerPoint (подготовка и демонстрация презентаций), MS Publisher (подготовка печатных публикаций).
  4. Графический редактор Gimp для обработки изображений.
  5. Пакет кодаков для воспроизведения мультимедийного контента.

Отчетность и представление результатов 

Отчетные материалы

  1. Журнал по ТБ.
  2. Разработанные памятки, инструкции.
  3. Критерии оценивания исследовательской работы, её презентации, рецензии, отзыва.
  4. Отчетность в Дневник.ру (см. пункт Обобщение материала)
  5. Сводная таблица, учитывающая количественные и качественные показатели мониторинга реализации проекта.
Количественные показатели
Учет активности учащихся, руководителей, консультантов в Дневник.ру
Количество участников, задействованных в работе виртуальных  групп
Опросы на сайте, в Дневник.ру (процентное соотношение выбранных вариантов ответов по актуальным вопросам, которые возникают по ходу работы).
Количество задействованных специалистов в разных областях науки, производства, сферы обслуживания, выступивших консультантами в исследовательских работах.
Количество учащихся 10 классов, представивших свои работы на гимназические академические чтения, на различные конкурсы

 

Качественные показатели:
Качество работы творческих виртуальных групп (содержательная сторона комментариев, оценивание)
Наличие (приобретение) опыта проведения исследований (оценка качества проведенного исследования согласно разработанным критериям)
Высокая степень самостоятельности и личной ответственности гимназистов при работе с информацией (выявляем с помощью метода опроса, наблюдения)
Сформированность ценностного отношения к интеллектуальному труду на уровне выпускника школы (учащиеся в рецензиях отражают понимание ценности интеллектуального труда)
Сформированность навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками (выявляем с помощью метода опроса, наблюдения)
Сформированность навыка осуществлять познавательную и личностную оценку (рефлексия)

Марина Евгеньевна Култышева, учитель французского языка КОГОАУ «Гимназия №1» г. Кирово-Чепецка, высшая категория

Получай новости журнала «Стандарты Образования» по почте

Ваш e-mail:

Понравилась статья?! Поделись с друзьями в социальных сетях!

Формирование универсальных навыков исследовательской деятельности в новых условиях информационного обществаhttps://i1.wp.com/www.edustandart.ru/wp-content/uploads/2015/05/Pedmasterstvo.gif?fit=594%2C453https://i1.wp.com/www.edustandart.ru/wp-content/uploads/2015/05/Pedmasterstvo.gif?resize=300%2C265Стандарты ОбразованияСтатья в номер
Проект «Учись по-новому!» призван решить проблему умения эффективно использовать свободное время, и направлен на формирование универсальных навыков исследовательской деятельности в новых условиях информационного общества. Необходимость приобщения учащихся любого образовательного учреждения к исследовательской работе очевидна. В нашей гимназии данным видом деятельности занимаются все десятиклассники. В целом, в этим направлением охвачены все...