Какова роль семьи в гражданско-патриотическом воспитании ребенка или воспитанием должна заниматься только школа?

Rossia_forum

Аннотация

В гражданско-патриотическом воспитании ребенка огромную роль играет семья. Именно в семье зарождается чувство патриотизма. Семья — это маленькая страна, маленькая Родина. Любовь к Родине начинается с любви к отцу, маме, бабушке, деду, сестре, брату и другим близким людям. Вырастая, ребенок трансформирует любовь к семье в любовь к Родине, а ценности, заложенные в семье, формируют у него гражданско-патриотические чувства.

Ключевые слова

Семья, гражданственность, патриотизм, гражданин, любовь к Родине, гражданско-патриотические чувства.

Вступление

Высказывание Ф. Бекона «Любовь к Родине начинается с семьи» как нельзя лучше характеризует семью, ее важнейшую функцию – воспитание и развитие детей.Введение

Воспитание — это подготовка младшего поколения к жизни в обществе. В процессе воспитания подрастающее поколение должно усвоить то, что уже накоплено обществом, то есть усвоить знания на достигнутом уровне их развития, овладеть определенными трудовыми умениями, усвоить нормы и опыт поведения в обществе и выработать определенную систему взглядов на жизнь.

Таким образом, можно сказать, что воспитание — это процесс передачи старшими поколениями общественно-исторического опыта новым поколениям с целью подготовки их к жизни и труду, необходимому для обеспечения дальнейшего развития общества.

Семья является ячейкой общества, в семье происходит социализация подрастающего поколения. Жизнь каждой семьи – это часть жизни страны. Первые уроки гражданственности дети получают в семье. Уважение в семье и школе достоинства ребёнка, отказ от командных форм общения с ним – важные условия воспитания гражданственности.

 «А что такое гражданин? Отечества достойный сын!» — писал великий русский поэт Николай Алексеевич Некрасов. Гражданин – это личность, нравственно свободная.

Гражданственность, патриотизм – это чувства неразрывной связи с Родиной, сознание ответственности за её безопасность и процветание. Воспитать гражданина и патриота – это значит подготовить растущего человека к участию в решении текущих и перспективных задач нашего государства, к управлению его делами, подготовить защитника страны.

Как я уже отмечала, всё начинается с семьи. Взаимоотношения в семье влияют на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека. Ребёнок видит, как строятся отношения между родителями и более старшим поколением — бабушек, дедушек. Он непроизвольно принимает эти установки. Неуважение к пожилым людям со стороны родителей пагубно повлияет на формирование его нравственных ценностей и непременно скажется на его отношении к своему Отечеству.

«Лучшее средство привить детям любовь к Отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов», — писал французский философ Шарль Монтескье. Любовь к Родине начинается с любви к отцу, маме, бабушке, деду, сестре, брату и другим близким людям. Ценности, признанные в семье и усваиваемые ребенком с первых лет, имеют огромное значение для человека в любом возрасте. Только родители и старшие члены семьи на личном примере могут научить ребенка любить своих близких и уметь заботиться о них, привить трудолюбие, развить активную жизненную позицию, лидерские качества, способность брать ответственность на себя, сопереживать и сочувствовать, проявлять при необходимости настойчивость и твердость.

Известный советский педагог Василий Александрович Сухомлинский говорил: «Если ты с детства не научился смотреть в глаза матери и видеть в них тревогу или покой, мир и смятение, ты на всю жизнь останешься нравственным невеждой. Нравственное невежество приносит людям много горя, а обществу — вред».

Если в семье ребенок не научится с пониманием и любовью относиться к близким, а привыкнет следовать только своим прихотям и желаниям, если он с детства привыкнет только брать, но не научится отдавать, то в этом случае и речи не будет о формировании гражданства или патриотизма.

Патриотическое воспитание — это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина — патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

Главное в воспитании юного гражданина — достижение душевого единения, нравственной связи родителей с ребенком. А для этого необходимо находить время для общения. В наше время, когда поток информации, получаемой ребёнком извне, трудно проконтролировать, приобретает наибольшее значение родительский авторитет, поэтому главным фактором успешного воспитания гражданина и патриота в семье является гражданское поведение, нравственная чистота, дела и поступки взрослых, которые окружают ребёнка.

В помощь семье при воспитании гражданина приходит школа. Именно здесь начинаются первые шаги в познании и участии ребенка в общественной жизни страны. Гражданско-патриотическое воспитание школьников – это первоочередная задача современного демократического общества, которая с успехом сегодня реализуется. В школе закладываются такие необходимые личностные качества, как целеустремленность, настойчивость, стремление к правде, неравнодушие и взаимопомощь. Именно она изначально берет на себя функции по формированию понимания ребенком справедливости, а также дает возможность оценить гражданские поступки отдельных людей.

Таким образом, гражданско-патриотическое воспитание подразумевает развитие высоких нравственных и моральных ценностей. Гражданин – это человек, который сочетает в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, человек, который уважает права и свободы, традиции и культуру других людей, других народов, который проявляет национальную и религиозную терпимость. Такой человек, который, обладая всеми этими качествами, заботится о процветании России, думает не только о своём будущем, но и о будущем старшего поколения россиян.

Поэтому кропотливые усилия родителей, а также педагогов и всего общества в воспитании ребенка, в целом обязательно приведут к формированию благородной личности, которая до самого конца будет осознавать свою причастность к судьбе Отечества.

Заключение

Патриотизм — важное моральное качество, которое проявляется в любви к малой Родине и к стране в целом. Без патриотизма человек не будет уважать Родину, общество и своих близких людей.

Гражданско-патриотическое воспитание – это неустанная каждодневная деятельность всех, кто причастен к формированию национальных и общих моральных ценностей у молодого поколения. В первую очередь в этой роли выступает семья, а также школа и высшие учебные заведения.

От уровня гражданско-патриотического воспитания детей во многом зависит становление общества и правового государства в нашей стране.

Спустя десять – двадцать лет сегодняшние дети вырастут и станут руководителями производства и страны. От того, как они будут воспитаны, зависит – какой будет наша страна, родина. Поэтому сегодня мы должны воспитать патриотов, Граждан России с большой буквы!

Список литературы

  1. Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М.: 2003. – 200с.
  2. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 576 с.
  3. Харламов И.Ф. Педагогика: Учебное пособие. — 4е изд., перераб. И доп. — М.: Гардарики, 2000. – 356с.
  4. Гражданское образование: ценности и приоритеты. Материалы Всероссийской научно – практической конференции. Брянск. БИПКРО. 2006.
  5. Постановление Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2001 г. N 122 Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы.

Об авторе: Юлдуз Хайрулловна Хисямовавоспитатель 1-ой квалификационной категории ГБОУ Школы №1996, дошкольное отделение «Росток»

https://i0.wp.com/www.edustandart.ru/wp-content/uploads/2015/04/Metodichka-e1430051337863.jpg?fit=940%2C689https://i0.wp.com/www.edustandart.ru/wp-content/uploads/2015/04/Metodichka-e1430051337863.jpg?resize=250%2C183Стандарты ОбразованияСтатья в номергражданско-патриотическое воспитание ребёнка,роль семьи
Какова роль семьи в гражданско-патриотическом воспитании ребенка или воспитанием должна заниматься только школа? Аннотация В гражданско-патриотическом воспитании ребенка огромную роль играет семья. Именно в семье зарождается чувство патриотизма. Семья - это маленькая страна, маленькая Родина. Любовь к Родине начинается с любви к отцу, маме, бабушке, деду, сестре, брату и другим близким...