Патриотическое воспитаниеПоследние годы в России наметился переход к культурно-историческим и гражданско-патриотическим традициям, к консолидации общества на основе традиционных, патриотических ценностей отечественной культуры. 

Патриотическое воспитание – это комплексная государственная задача, требующая системной деятельности. Конечная цель данной деятельности – формирование личности гражданина, россиянина, защитника Отечества, патриота. 

Школа – это один из инструментов в гражданско-патриотическом воспитании, которое включает в себя, безусловно, и культуру межнационального общения граждан, так как Россия –  многонациональная страна. Сегодня одна из насущных проблем воспитания – это проблема воспитания патриотизма как основы консолидации общества, как основа укрепления государства.

В настоящее время в России разработаны и действуют такие нормативные документы, как Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», Федеральная целевая программа «Молодежь России», а также в настоящее время идёт широкое обсуждение проекта «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».

Поэтому, на мой взгляд, задачи педагогической общественности –  разработать новые методы обучения и воспитания, новые технологии гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения, так как поколение XXI века, вызовы времени требуют нового современного подхода.

Российское общество нуждается в гражданах, готовых к участию в патриотической деятельности, но в педагогике недостаточно описана методология конструирования образовательного пространства по данному направлению. Также ответственность за гражданско-патриотическое воспитание закреплена, в большей степени, за образовательными учреждениями, за счет мер активизации учебно-воспитательного процесса, который помимо гражданско-патриотического включает и другие направления работы.

Следовательно,  данные противоречия необходимость решать  при помощи повышения качества патриотического воспитания молодёжи, а для этого и государство, и система образования должны  разработать новые современные формы, методы, технологии  как  в рамках учебно-воспитательного процесса, так и внеучебной деятельности.

В то же время учебно-воспитательный процесс, внеучебная деятельность будут эффективными и качественными, если государство создаст условия для развития социальной инфраструктуры региона, города, посёлка, района и т.д.

для целенаправленного гражданского образования и воспитания подрастающего поколения.

Следует отметить, что в «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» определена приоритетная задача государства«формирование новых поколений, обладающих знаниями и умениями, которые отвечают требованиям XXI века, разделяющих традиционные нравственные ценности, готовых к мирному созиданию и защите Родины. Ключевым инструментом решения этой задачи является воспитание». Впервые на законодательном уровне определена роль семьи в воспитании ребёнка.

Также в документе уделяется внимание и информационному воспитанию детей, формированию информационной культуры, без которой невозможно говорить об информационной безопасности и её влиянии на патриотическое воспитание молодёжи.

В «Стратегии» сформулирован перечень  национальных интересов:  совокупность интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, информационной, экологической и других сферах.

Тем не менее «Стратегия» больше напоминает перечень тезисов, чем практическое руководство по гражданско-патриотическому воспитанию. В документе процесс воспитания описывается в общем, разработчики не уделили внимание конкретным региональным условиям, социально-этнографической, в том числе  особенности национальных и региональных традиций, традиций вероисповедания, и социально-педагогической ситуации субъектов РФ, психолого-физиологическим особенностям, мероприятиям, курсам, программам, направленных на гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения.

На мой взгляд, необходима модель формирования патриотического воспитания, которая может включать

следующие элементы: государственный заказ; содержание, методы, технологии воспитания; личность преподавателя, родителей; особенность национальных и региональных традиций, традиций вероисповедания; личность героя – примера для подражания (сегодня очень многие дети берут пример с медийных лиц); пространство; специфика возраста; этапы личностного роста ребёнка и его достижения; формирование профессиональной мотивации.

Конечно же, формирование гражданско-патриотического сознания, разработка программ по воспитанию невозможны без диагностических исследований гражданско-патриотических качеств, гражданско-правовой культуры подрастающего поколения, молодёжи:

  • знание истории своей Родины;
  • чувство ответственности за судьбу своей Родины, края, семьи, желание служить интересам Родины, общества;
  • знание и понимание сущности патриотизма и гражданственности, их ценностей;
  • знание традиций и обычаев своего народа, региона, местности;
  • стремление к самовоспитанию патриотических и гражданственных качеств;
  • владение гражданско-правовой культурой;
  • примеры для подражания и др.

Таким образом, последние годы в России наметился переход к культурно-историческим и гражданско-патриотическим традициям, к консолидации общества на основе традиционных, патриотических ценностей отечественной культуры.

Формировать патриотизм подрастающего поколения необходимо системно, включая все меры воздействия: политическое, экономическое, социальное, духовно-нравственное, информационно-психологическое, педагогическое и др., на основе общегосударственной идеи, отечественных традиций, традиций народов и менталитета.

Климова Елена Борисовна, учитель русского языка и литературы, ГБОУ СОШ г. Байконура

Актуальные проблемы гражданско-патриотического воспитанияСтандарты ОбразованияСтатья в номергражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения,гражданско-правовая культура,патриотизм,проблемы гражданско-патриотического воспитания и пути их решения
Последние годы в России наметился переход к культурно-историческим и гражданско-патриотическим традициям, к консолидации общества на основе традиционных, патриотических ценностей отечественной культуры.  Патриотическое воспитание – это комплексная государственная задача, требующая системной деятельности. Конечная цель данной деятельности – формирование личности гражданина, россиянина, защитника Отечества, патриота.  Школа – это один из инструментов в гражданско-патриотическом...