Целью нашей статьи выступил анализ системы воспитательной работы с детской книгой, направленной на формирование первооснов читательской самостоятельности детей младшего школьного возраста.
В условиях становления и развития информационного общества обозначились тенденции снижения интереса детей к книге и чтению, что негативно сказывается на образовании и воспитании подрастающих поколений. Художественная литература выступает мощным средством воспитания личности, когда овладевает душевным миром ребенка и пробуждает в нем воображение, мысли, чувства и переживания. Личная творческая деятельность ребенка в познании себя и мира развивается благодаря росту эмоциональных и содержательных связей опыта ребенка с художественным произведением. Несмотря на это, важной педагогической задачей является приобщение школьников к произведениям словесного искусства, введение детей в мир морально-этических ценностей через образцы художественных образов литературных произведений и глубину эмоционально-чувственного контекста.

Ключевые слова: чтение, младший школьник, восприятие, воспитание, система работы.

Книга, как продукт духовной жизни человека, объединяет в себе не только образовательно-познавательный, но и мировоззренческий, эстетический, моральный и духовный потенциал, служит значимым фактором формирования личности ребенка, его национального сознания.

Чтение обеспечивает средство познания и самообразования, проективную разрядку, удовлетворяет потребности в общении, сопереживании и досуге. Ведущими функциями чтения прежде всего выступают кумулятивная и образовательная, а организационная, ценностно-ориентационная и воспитательная реализуются с их помощью на глубинных уровнях сознания и самосознания личности [4, с. 109].

Детское чтение рассматривается в широком смысле как произведения художественной, научно-художественной, научно-популярной литературы и художественной публицистики для чтения детей и подростков; в более узком, специальном смысле – как педагогически направленный процесс приобщения детей и подростков к литературе, воспитание в них любви к книге.

Начальная школа вооружает ребенка навыками чтения, расширяет читательский кругозор, формирует осознанную потребность к самостоятельной читательской деятельности. Соответствии с Государственным стандартом начального общего образования цель литературного чтения заключается в формировании читательской компетентности учащихся, которая является базовой составляющей читательской коммуникативной и познавательной компетентностью, ознакомлении учащихся с детской литературой как искусством слова, подготовке их к систематическому изучению литературы в основной школе [1, с. 182].

В процессе обучения происходит становление читателя, который способен к самостоятельной читательской, творческой деятельности, осуществляется его речевое, литературное, интеллектуальное развитие, формируются морально-этические представления и понятия, обогащаются чувства, воспитывается потребность в систематическом чтении.

Круг чтения младших школьников занимают произведения устного народного творчества и писателей-классиков, современных российских и зарубежных писателей; детская периодика; энциклопедическая и справочная литература [8, с. 191].

Анализ научных произведений по исследуемой проблеме доказал, что авторы предоставляют исключительно важное значение использованию художественной литературы в обучении и воспитании растущей личности, однако недостаточно внимания уделяют формированию первооснов самостоятельной читательской деятельности младших школьников во внеурочное время.

Особую роль в становлении начинающего читателя играет знакомство с детской литературой, которая входит в круг чтения младших школьников в авторском, жанровом, тематическом разнообразии, формирования интереса к книгам и позитивного отношения к самостоятельному чтению. Самостоятельное чтение будем рассматривать как добровольное, индивидуальное чтение учеников без непосредственной помощи учителя или библиотекаря, родителей, друзей, обращение к знаниям круга доступных книг, с тем, чтобы, во-первых, осуществить осознанный выбор книги, а во-вторых, прочитать выбранную книгу по всем правилам, усвоенными в классе и сделать соответствующие выводы, учитывая прочитанное.

Организация самостоятельного чтения учащихся является необходимой составляющей общего процесса воспитания детей средствами художественной литературы. Как интегрированное качество личности, читательская самостоятельность характеризуется наличием у школьника мотивов, побуждающих его обращаться к книгам; суммой знаний, умений и навыков, которые позволяют ученику реализовать эти мотивы с наименьшей затратой сил и времени в соответствии с индивидуальными и социально значимыми интересами и потребностями. В самостоятельном чтении оказываются вкусы читателя, направленность, заинтересованность личности, ее внутренний мир.

Важными аспектами подготовки младших школьников к самостоятельной читательской деятельности выступают:

  • декодирование текста (правила, управляющие интерпретацией и восприятием эмоций);
  • понимание прочитанного;
  • осознание значимости книги для читателя, необходимости сознательно выбирать и самостоятельно читать книги.

В начальных классах формирования читательской самостоятельности учащихся осуществляется по этапам (подготовительный, начальный, основной), каждый из которых предполагает свои цели:

  • подготовительный (1 класс) – желание, интерес, любовь к книге;
  • начальный (2 класс) – умение ориентироваться в кругу доступных книг (комплекс библиотечно-библиографических умений);
  • основной (3 класс) – умение думать над книгой, круг чтения, культура чтения;
  • основной (4 класс) – литературный кругозор, индивидуальные литературные вкусы и предпочтения.

Целенаправленное формирование первооснов читательской самостоятельности школьников на уроках классного и внеклассного чтения находит логическое продолжение во внеурочной деятельности [7, с. 165].

Проведено анкетирование родителей и учащихся начальных классов общеобразовательных учебных заведений I-III классов. Это позволило выяснить, что круг чтения детей ограничивается произведениями хорошо известных авторов из школьной программы. Дети мало знакомы с творчеством современных авторов. Любимыми героями ими признаны: герои мультфильмов – 43%; герои кинофильмов – 31%; герои литературных произведений – 26%. Отвечая на вопрос – «Есть ли среди твоих друзей такие, которые много читают», дали утвердительный ответ только 32,6% младших школьников.

Результаты проведенного исследования показали недостаточный уровень сформированности читательской самостоятельности и читательских интересов учащихся начальной школы. Отсюда важной задачей учителя выступает развитие устойчивого интереса детей к чтению, расширение круга чтения, стимулирование потребности самостоятельно и осознанно выбирать и систематически читать книги. Решение этих задач осуществляется в процессе специально организованной воспитательной работы с учащимися во внеурочное время. Рассмотрим более подробно формы воспитательной работы с детской книгой, что показали эффективность в формировании первооснов самостоятельной читательской деятельности младших школьников.

Внеклассное чтение. Главная задача уроков внеклассного чтения – воспитание активных читателей путем развития читательской самостоятельности младших школьников. Внеклассное чтение предусматривает усовершенствование читательских качеств школьников, расширение круга чтения, развитие литературных вкусов и читательских интересов учащихся. Учителю необходимо объяснить детям и их родителям, что и как следует читать, сколько отводить времени на внеклассное чтение в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, ознакомить с правилами гигиены чтения.

Библиотечные занятия. Цель таких занятий заключается в ознакомлении школьников с библиотекой, ее книжными фондами, принципами размещения книг на полках в открытом для доступа фонде, формирование умений пользоваться справочно-библиографическим аппаратом и тому подобное. Целесообразным является проведение занятий как в школьной, так и в детской библиотеках на следующие темы: «Рождение книги», «Знакомство с книгой», «Как читать книги», «Правила пользования библиотекой», «Самостоятельный выбор книг в библиотеке», «Бережливое отношение к книге», «Книги – дети разума «и другие [6, с. 152]. Школьная библиотека – это особая среда, где разнообразными формами и методами осуществляется воспитательная деятельность. Раньше школьные библиотеки рассматривались, как учебно-вспомогательные подразделения, обеспечивающие литературой и информацией образовательный процесс. Изменившиеся подходы к обучению, использование проектно-исследовательских методик, развивающие у школьников навыки самостоятельного мышления и социальной адаптации, способствуют активной включенности в этот процесс и школьную библиотеку. А также в связи с введением нового федерального образовательного стандарта повышается роль школьной библиотеки. Это не только место для выдачи учебной и художественной литературы, но и библиотечное пространство, обеспечивающее доступ к информационным ресурсам Интернета, учебной и художественной литературе, коллекциям медиаресурсов на электронных носителях, к множительной технике для тиражирования учебных и методических текстографических и аудио- и видео — материалов, результатов творческой и научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся. Школа имеет в лице библиотеки достойного, равноправного и надежного партнёра, способного оказать помощь в учебной, внешкольной и воспитательной работе. Изменения системы общего образования активизировали инновационный потенциал школьных библиотек, их стремление расширить свои функции, шире включиться в образовательный процесс, стать полноправными членами педагогического коллектива, обеспечить включенность библиотеки в педагогическую систему школы.

Беседы. Это своеобразное коллективное размышление, в котором дети участвуют по собственному желанию, выражают свои мысли, оценочные суждения, чувства, эмоции, проявляют активность и инициативу. Использование беседы помогает ученикам глубже понять содержание, поэтику произведения, прививает литературно-эстетические вкусы, способствует выработке умения задавать вопросы (интересные, познавательные, творческие, поисковые, загадки) товарищам к прочитанному произведению, работать с книгой. При проведении беседы можно разнообразить приемы работы:

  • сжатые переводы;
  • художественный рассказ малых произведений и отдельных отрывков из крупных произведений;
  • выразительное чтение интересных эпизодов из книг;
  • обсуждение прочитанных книг;
  • чтение наизусть стихотворений;
  • обсуждение отзывов, написанных учениками на отдельные произведения, читательских дневников;
  • работа над изобразительными средствами в художественном произведении.

Создание проблемных ситуаций. Среди важных задач начальной школы является обучение учащихся анализировать поведение и чувства героев, сравнивать изображенную в произведении моральную ситуацию с аналогичными жизненными событиями. Благодаря этому происходит моральный рост ребенка – от актуализации нравственного опыта (представленного непосредственно в произведении) к моральной деятельности [5, с. 115].

Ведение читательских дневников. Запись в читательском дневнике помогает ученикам лучше запомнить содержание прочитанных книг, способствует выработке умения самостоятельно передавать свои впечатления о художественном произведении. Целесообразно приучать детей к такой форме работы уже с первого класса, записывая фамилию автора и название прочитанной книги; во втором классе к этому добавляется подзаголовок, количество страниц, место и год издания, дата прочтения; в третьем классе – отзыв о книге или краткое изложение ее содержания. Ученики могут дополнять свои записи иллюстрациями ярких эпизодов книги [9, с. 223].

Литературные конкурсы, викторины, турниры. Участие в них проявляет и развивает читательские интересы, творческие способности учащихся, расширяет их знания и читательский кругозор, активизирует читательское и другие виды полезной деятельности. В работе с младшими школьниками практикуют конкурсы на создание собственной сказки, на лучшего чтеца, лучшую иллюстрацию к художественному произведению, лучший отзыв на книгу, лучший читательский дневник, лучшую книжку-самоделку и тому подобное. В частности, конкурс на лучшего чтеца включает не только количество прочитанных учеником книг, но и глубину понимания прочитанного, плановость и направленность чтения, умение использовать приобретенные знания, ведение читательского дневника, владение элементарными навыками библиотечной работы. При подведении итогов конкурса учитывается мнение самих читателей, участников обсуждения.

Читательские конференции является важным средством пропаганды художественной и научно-художественной литературы среди учеников. Конференции проводятся на материале одного или нескольких произведений одной темы, а также творчества отдельных писателей. В зависимости от типа конференций и индивидуальных особенностей читательского коллектива определяют структуру их проведения. Организовывать конференции целесообразно в школе, библиотеке, литературном клубе [3, с. 86].

Литературные клубы, кружки. Их деятельность направлена на развитие интереса учащихся к книге и чтению, воспитание культуры чтения, расширения читательского кругозора. Программа работы клубов включает систематическое проведение праздников читательских интересов; выставок детских работ; творческих встреч с известными людьми, писателями, литературоведами; знакомство детей и родителей с новинками детской литературы, газетами и журналами для домашнего чтения; презентацию личных библиотек. Занятия в кружках помогают ученикам проявлять свои интересы, расширять свои знания, поощряют к размышлениям над строками произведений, рассказах о любимых книгах, оформлению альбомов и стенгазет, посвященных интересным книгам и тому подобное. Школьники начинают осознавать свои предпочтения в чтении, закрепляют привычку систематически и целенаправленно читать книги, когда возникло желание о чем-то узнать.

Литературные игры. Они интегрируют игровую, познавательную, развивающую, воспитательную и рекреационную функции, влияют на эмоциональную сферу детей и выступают своеобразным средством психологического самоопределения. Литературные игры могут различаться как по своему содержанию, так и по форме. Все зависит от места проведения, от поставленной цели и состава учащихся, с которыми проводится игра. Степенью ценности литературных игр является количество помещенного в них сложного, но познаваемого для учащихся данного возраста материала [2, с. 61]. Целесообразно использовать для проведения игр ребусы, загадки, шарады, кроссворды, криптограммы, чайнворды, головоломки, литературные задачи и тому подобное. Литературные игры стимулируют и поощряют учеников к самостоятельной работе с книгой.

Неделя книги. Праздник Книги, литературные утренники. Воспитательное направление этих форм работы обеспечивает формирование нравственных ценностей личности, вызывает интерес книгой и чтением, помогает ученикам выявить свое творчество. Методы проведения недели, литературного праздника учитель или библиотекарь подбирает в соответствии с возрастом, читательских интересов, пожеланий учащихся класса или школы. Такие мероприятия становятся своеобразным концертом самодеятельности по материалам рекомендованных книг. Например, можно провести литературный вечер по такому плану: вступительное слово; художественная часть (инсценировка любимых произведений; художественный рассказ отдельных отрывков из произведений; декламации стихов; музыкальные номера; пантомимы) итоговое слово. Большое значение при проведении этих мероприятий имеет широкое использование наглядности, аудио- и видеоматериалов, мультимедийных музыкально-литературных материалов. В рамках этих мероприятий целесообразно организовывать выставки детской литературы, конкурсы, олимпиады, викторины, выпуск журналов, стенгазет, оформление плакатов. Дети также имеют возможность активно участвовать в их подготовке: подбирать литературный и музыкальный материал, оформлять помещения, изготовлять открытки, приглашения для гостей, готовить выставку книг, иллюстрированную картотеку, плакат-викторину или живые картины-загадки и тому подобное.

Творческие работы. Школьники пишут сочинения на основе прочитанного, составляют отзывы о прочитанных книгах, рисуют иллюстрации к любимым книжкам, придумывают интересные продолжения литературных историй и тому подобное. Таким образом у детей развиваются творческие способности, образное мышление, чувство художественного слова.

Для того, чтобы книги постоянно были в поле зрения детей, в классах целесообразно создавать собственные библиотеки, комплектуемые книгами со школьной библиотеки и личными книгами учеников. В рамках установления дружественного книгообмена учителя поощряют детей к ведению аннотированной классной картотеки. При библиотеках следует организовывать методические уголки для родителей с советами по руководству детским и семейным чтением [10, с. 281].

В заключение отметим, что разнообразие форм внеклассной работы с детской книгой, целесообразный выбор методов и приемов их проведения помогут заинтересовать учеников чтением художественных произведений, сформировать навыки самостоятельного общения с книгой. Стоит помнить, что самостоятельное чтение младших школьников требует руководства со стороны взрослых: стихийное чтение имеет негативное влияние на ребенка. Поэтому перед учителями, библиотекарями и родителями встает важная задача – повысить интерес детей к книге как к источнику знаний и эстетического наслаждения, создать условия, при которых читательская деятельность стала бы для школьника приятным, радостным занятием, а каждая новая встреча с книгой вдохновляла его.

Важными показателями читательской самостоятельности школьника выступают: круг читательских интересов; активность в воспитательных мероприятиях; потребность в читательском самовыражении; самостоятельность в подборе книг для чтения; желание читать книги в свободное время. Дальнейшего изучения требуют содержательно-организационные основы системы воспитательной работы с детской книгой, а также обоснование взвешенного подхода к самостоятельной читательской деятельности младших школьников.

Литература:

  1. Белова Н.И. Развитие речи младших школьников на уроках чтения // В сборнике: Инновационные тенденции развития системы образования Сборник материалов V Международной научно-практической конференции. ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова»; Харьковский национальный педагогический университет имени Сковороды; Актюбинский региональный государственный университет им. К. Жубанова; ООО «Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс». Чебоксары, 2016. С. 180-183.
  2. Бетина М.А. Особенности нравственного воспитания младших школьников на уроках литературного чтения // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 50-4. С. 58-64.
  3. Веприцкая Л.В., Целихина У.В. Чтение как вид универсальных учебных действий младших школьников // Таврический научный обозреватель. 2016. № 1-1 (6). С. 84-89.
  4. Долженко Л.В., Драгайцева Д.Г. Круг чтения младшего школьника: инвариант и варианты // В сборнике: Мировая словесность для детей и о детях 20-ая Всероссийская конференция. Ярославль, 2016. С. 105-110.
  5. Донцова С.И. Особенности формирования читательской самостоятельности у младших школьников // В сборнике: Наука сегодня: вызовы и решения материалы международной научно-практической конференции. Научный центр «Диспут». Вологда, 2016. С. 114-115.
  6. Иванова Т.Л. Формирование речевых компетенций младших школьников на уроках литературного чтения посредством театрализации // В сборнике: Наука сегодня: вызовы и решения материалы международной научно-практической конференции. Научный центр «Диспут». Вологда, 2016. С. 152-153.
  7. Масалова И.В., Заруцкая Т.П. Творческая деятельность младших школьников на уроках литературного чтения и русского языка // В сборнике: Инновации, технологии, наука Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. УФА, 2016. С. 164-166.
  8. Сошникова Г.Л., Будина И.В., Радецкая И.В. Формирование проектных умений младших школьников на уроках литературного чтения // В сборнике: Инновационные тенденции развития системы образования Сборник материалов V Международной научно-практической конференции. ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова»; Харьковский национальный педагогический университет имени Сковороды; Актюбинский региональный государственный университет им. К. Жубанова; ООО «Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс». Чебоксары, 2016. С. 189-192.
  9. Умарбекова А.А. Организация семейного чтения для младших школьников // International scientific review. 2016. № 2 (12). С. 220-225.
  10. Чеботарева И.А. Развитие воображения младших школьников на уроках чтения в процессе работы над художественным текстом // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 50-4. С. 278-284.
Получай новости журнала «Стандарты Образования» по почте

Ваш e-mail:

Понравилась статья?! Поделись с друзьями в социальных сетях!

Формирование целостного восприятия литературного текста у младших школьниковhttps://i2.wp.com/www.edustandart.ru/wp-content/uploads/2015/11/chtenie_vsluh.png?fit=300%2C279https://i2.wp.com/www.edustandart.ru/wp-content/uploads/2015/11/chtenie_vsluh.png?resize=300%2C265Стандарты ОбразованияСтатья в номерчтение
Целью нашей статьи выступил анализ системы воспитательной работы с детской книгой, направленной на формирование первооснов читательской самостоятельности детей младшего школьного возраста. В условиях становления и развития информационного общества обозначились тенденции снижения интереса детей к книге и чтению, что негативно сказывается на образовании и воспитании подрастающих поколений. Художественная литература выступает мощным...