Могут ли дети с ограниченными возможностями здоровья учиться вместе с обычными? Готовы ли российские школы принят таких детей и  какие трудности ожидают родителей и детей и ОВЗ в школе?  

Наталья Журавлева

Презентация PowerPointВ школе № 1447 им. Н.А. Островского обучаются обычные дети и дети с особыми образовательными потребностями: с аутистическим синдром и синдромом Дауна, нарушением опорно-двигательного аппарата, слабослышащие.
12 ноября 2014 г. прошло заседание Клуба директоров образовательных организаций, реализующих адаптированные программы «От особых образовательных потребностей к равным образовательным возможностям», которое возглавил министр Правительства Москвы, руководитель Департамента образования города Москвы Исаак Иосифофич Калина. Мероприятие посетили председатель Московской организации общества глухих Владимир Базоев, представители Фонда содействия решению проблем аутизма в России «Выбор», члены Московской городской организации родителей детей-инвалидов, представители Экспертно-консультативного совета родительской общественности при Департаменте образования города Москвы и др. 

Педагогический коллектив школы поделился опытом организации инклюзивного образования. Елена Витальевна Волкова, директор школы, заметила, что «успех такой формы образовательного процесса во многом зависит от коллектива единомышленников», объединённых общей целью – «создание пространства для образования всех, пространства для развития человека», так как «каждый ребёнок обладает способностями, возможностями и потребностями». Цель благородная! И в этой школе слова не расходятся с делом. Созданы условия для образования всех детей: уроки и занятия ведутся на современном уровне, педагоги разрабатывают индивидуальные рабочие тетради с учётом потребностей каждого ребёнка! и адаптированные программы. Во время перемены каждый ученик может найти занятие по интересам, например, в рекреациях есть зоны отдыха, настольные игры, стеллажи с книгами, а также комната релаксации, школьный музей с креативным названием «Катастрофа и героизм». Здорово!

Но в то же время невольно хочется сравнить российских педагогов с «некрасовской женщиной»:

Ей некогда лясы точить.
…………..
Лежит на ней дельности строгой
И внутренней силы печать.
…………..
Коня на скаку остановит,
В горящую избу войдет!

Н.А. Некрасов. «Мороз, Красный нос»

Всё может российский учитель.
Не расходятся слова с делом и у государства. Приятно почитать статистические отчеты «пятилеток». В статье «Особые среди равных» читаем «на начало 2013-2014 учебного года обучалось 467176 детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Из них 110192 ребёнка обучались в коррекционных классах при школах и 146790 детей – в общеобразовательных классах (55%), а 210194 ребёнка – по адаптированным основным образовательным программам в специальных (коррекционных) школах. Создано 3345 школ с универсальной безбарьерной средой, которые «оснащаются специальным, в том числе учебным, реабилитационным, компьютерным оборудованием». «К концу 2014 года должно появиться ещё 2600 школ, а на 2015 год запланировано открытие 3150 подобных учреждений». Развивается «дистанционное образование детей-инвалидов, которым охвачено порядка 24 тысяч человек» (Евгений Сильянов, директор Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки России). Здорово!
Но на заседании Клуба директоров представитель фонда «Выход» обратился к залу с простым вопросом:
Какие методики, подходы существуют в России для интеграции детей с аутизмом в образовательный процесс?
А в ответ – тишина. Нет таковых. Таковым методикам и подходам сегодня будущих педагогов не обучают. Только общий курс. И уже не здорово! И уже никакое оборудование не поможет, если нет специалистов, если, действительно, отсутствует знание. Опять же – оборудованием нужно уметь пользоваться, значить – опять знание.
Всё может российский учитель. «Мы люди бедные и по бедности своей мелкоскопа не имеем, а у нас так глаз пристрелявши». (Н.С. Лесков. «Левша»).
Вот только не хочется «пристрелявши». Хочется по уму. Чтобы действительно во всех российских школах государство – а не только энтузиасты-педагоги – создавало пространство для образования всех, пространство для развития человека. Это и кадровый резерв, и создание учебно-методической, дидактической литературы, и материально-техническое, финансовое обеспечение, и финансовое благополучие педагогов.
Завершил заседание Клуба директоров министр Правительства Москвы, руководитель Департамента образования города Москвы Исаак Иосифофич Калина:
…давайте решим, что … на территории межрайонного совета обязательно должна быть школа или школы, которые обеспечат всем жителям с особыми возможностями здоровья возможность обучаться в школе на территории своего макрорайона.
Также Исаак Калина пожелал всем «иметь два качества: азарт и терпение. И тогда всё получится».
Педагогический интернет-журнал «Стандарты Образования» желает администрации, педагогическому коллективу и учащимся неиссякаемой энергии, свершения всех начинаний и планов, успехов, крепкого здоровья, радости, счастья!

P.S. Инклюзивное образование. Возможно? Опыт работы школы № 1447 им. Н.А. Островского показывает, что возможно.

Инклюзивное образование. Возможно?Стандарты ОбразованияЗаметки редактораДепартамент образования города Москвы,дети с ОВЗ,дети с особыми потребностями,инклюзивное образование,Клуб директоров,коррекционная педагогика,специальная педагогика
Могут ли дети с ограниченными возможностями здоровья учиться вместе с обычными? Готовы ли российские школы принят таких детей и  какие трудности ожидают родителей и детей и ОВЗ в школе?   Наталья Журавлева В школе № 1447 им. Н.А. Островского обучаются обычные дети и дети с особыми образовательными потребностями: с аутистическим синдром и...