18Сегодня в России 6 миллионов детей находятся на длительном излечении. Конституция Российской Федерации, закон «Об образовании» гарантируют детям, длительно находящимся на лечении, получение качественного образования. Как на самом деле обстоят дела и каковы перспективы обучения для таких детей? Есть ли у них возможность лечиться и учиться? Или законодательство РФ ставит детей и их родителей перед выбором?

Наталья Журавлева

20В Федеральном научно-клиническом центре детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачева состоялось всероссийское совещание, посвящённое проблемам и перспективам обучения детей, находящихся на длительном лечении в медицинском учреждении. 

В настоящее время в российском образовании существует три модели организации обучения длительно болеющих детей: в образовательном учреждении, в том числе санаторном, на дому, в медицинских организациях. Но не всё так просто.

В мае 2014 года президент РФ поручил Министерству образования и науки, Министерству здравоохранения, органам исполнительной власти субъектов РФ упростить процедуру создания образовательных организаций при стационарах, в медицинских организациях, оказывающих помощь длительно болеющих детям.

13Каковы же сегодня проблемы и перспективы детей, которые по определённым причинам находятся в лечебном учреждении длительное время? Каковы возможности российского образования, связанного с обучением таких детей? Как заметил Павел Астахов, уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка, сегодня, в основном, эта работа организована энтузиастами, но необходима система. Действительно, необходима система в нормативно-правовой базе,  финансировании, создании условий для обучения болеющих детей как для медицинских организаций, так и для школ.

Дмитрий  Ливанов, министр образования, сообщил, что «длительное лечение» подразумевает пребывание на стационарном лечении 21 день и более. По словам Ливанова, организация обучения детей, которые находятся долгое время в больнице, требует законодательного урегулирования на федеральном уровне в нормативно-правовых документах и образования, и здравоохранения.

Татьяна Васильева, заместитель руководителя Департамента образования города Москвы, поделилась опытом обучения длительно болеющих детей в Москве и рассказала о формах обучения на базе медицинских организаций, о направлении и оснащение образовательного процесса. Одним из приоритетных направлений московского образования, по мнению Васильевой, является работа по выявлению и поддержке детской одарённости среди болеющих детей, которые сегодня при поддержке Центра педагогического мастерства активно участвуют в олимпиадах, достигают высоких результатов.

16Сергей Кравцов также начал выступление с приоритетных задач возглавляемого им ведомства. «Одной из приоритетных задач Рособрнадзора является обеспечение сдачи ГИА всех категорий школьников, в том числе и дети с ОВЗ», — сказал Сергей Кравцов. «В этом году будут организованы пункты сдачи экзаменов там, где это необходимо. Мы разработали совместно с Минздравом рекомендации, направили их в органы управления образованием. Для детей, которые будут сдавать экзамены в лечебном учреждении, увеличили продолжительность экзамена на полтора часа, будут оборудованы места для сдачи экзамена с учётом физиологических особенностей участников экзамена», — добавил руководитель Рособрнадзора. Также Сергей Кравцов заявил, что проблемы с документами, прикреплением в информационную базу решены. «Сегодня, если школьник по объективным причинам находится в лечебном учреждении и будет сдавать экзамен, достаточно письма в органы управления образованием из лечебного учреждения, и мы уже прикрепим данные в информационную систему, то есть проблемы с выдачей результатов не будет», — заверил глава ведомства. Следует заметить, что впервые в этом году при 80 больницах в 30 субъектах Российской Федерации будут организованы пункты проведения ГИА для детей, находящихся на длительном лечении.

14Евгений Ямбург, директор ГБОУ города Москвы «Школа №109», своё выступление посвятил правовому обеспечению обучения детей, находящихся на лечении в медицинских организациях.  Сегодня в российском образовании до сих пор не определена роль и место медицинской организации и лечащего врача в определении допустимой учебной нагрузки ребенка, находящегося на лечении в стационаре. Требуется найти ответ на вопрос: каков механизм интеграции индивидуальной программы реабилитации и индивидуальной программы обучения ребенка-инвалида. «В основном полноценное обучение детей в больницах реализуется только в крупных детских или городских больницах», — заметил Ямбург.

Не всё так просто и с содержательным ядром образования: соответствует ли  получаемое длительно болеющими детьми образование требованиям ФГОС?  Не хватает специалистов, учителей, тьюторов  для работы с детьми. До сих пор не разработан порядок приёма на обучение. Вопрос с финансированием обучения детей, которые находятся на лечении не по месту постоянного проживания, остаётся загадкой. Как обеспечить? Как выполнить? Как рассчитать? Как соответствовать? Как соотнести? Как быть? Как упростить? Как урегулировать?..  

06Несмотря на «многочисленное как», работа ведётся.  Сергей Шариков, руководитель Московской региональной инновационной площадки «Проектирование и внедрение образовательной среды для детей, находящихся на длительном лечении», ГБОУ города Москвы «Школа №109», рассказал о практике построения образовательной среды для детей, находящихся на длительном лечении в медицинском учреждении, на примере сетевого взаимодействия. Сетевое взаимодействие позволяет организовать индивидуальную или групповую работу с ребёнком в классе, больничной палате или отделении, совместные занятия детей из больницы и других школ.  О необходимости использования дистанционного образования сказал и Павел Астахов в начале пленарного заседания: «Важно повсеместно внедрить современные передовые образовательные технологии, дистанционное обучение детей».

22В заключение первой части пленарного заседания состоялась пресс-конференция, где Дмитрий Ливанов рассказал журналистам о существующих моделях получения образования длительно болеющими детьми: «Так сама больница, то есть лечебный стационар, создаёт образовательное подразделение и ведёт образовательную деятельность, но в этом случае возникает необходимость получения лицензии, аккредитации и так далее. Вторая модель – это когда больница работает по договору со школой и учителя из школы приходят и учат детей, которые находятся на длительном лечении в больнице». Павел Астахов поддержал главу Минобрнауки и заметил, что таких детей учат, где-то хуже, где лучше. «Если требуются изменения в законе, значит, будем добиваться; если требуются нормативно-правовые акты, будем и их добиваться», — заверил Астахов.

Хочется надеяться, что, в очередной раз, слова и обещания первых лиц страны не разойдутся с делом и длительно болеющие дети смогут лечиться и учиться. «Мы находимся в преддверии нового этапа: этапа индивидуализированного творческого подхода в обучении наших детей, тяжело больных, как правило, находящихся длительно в стационарном учреждении», — подчеркнула министр здравоохранения Вероника Скворцова. Вот только бы про законодательную базу для индивидуализированного творческого подхода не забыли. Творчество дело такое: можно увлечься. Иначе опять выбор?

Фото: «Стандарты Образования»

От проблем или к перспективам в обучении для детей, длительно болеющихСтандарты ОбразованияНовостинаходящихся на длительном лечении в медицинских учреждениях,Обучение детей
Сегодня в России 6 миллионов детей находятся на длительном излечении. Конституция Российской Федерации, закон «Об образовании» гарантируют детям, длительно находящимся на лечении, получение качественного образования. Как на самом деле обстоят дела и каковы перспективы обучения для таких детей? Есть ли у них возможность лечиться и учиться? Или законодательство РФ...