В статье представлен проект по оценке качества образования общеобразовательного учреждения. Проблема рассмотрена с учетом требований ФГОС. Акцент направлен на изучение компетентностного подхода в образовании. При оценке качества образования затрагиваются основные структуры деятельности при исследовании системного анализа. Даются практические рекомендации.

Акцент  по оценке качества образования делается на компетентностный подход. Основой оценки качества образования выступают методы оценивания основных компетентностей обучающихся.

Для разработки данного проекта в первую очередь, необходимо провести системный анализ образовательного учреждения, спрогнозировать этапы реализации данного подхода как системного с полным делегированием полномочий, выработать индивидуальную стратегию развития как ОУ, так и каждого педагога. Системный анализ поможет определить сильные и слабые стороны ОУ с учетом региональной специфики обучения и воспитания. Индивидуальная стратегия развития опирается на акмеологическое развитие личности. В данном аспекте мы рассматриваем как личность обучающегося, так и личность педагога.

Развитие и формирование необходимых компетентностей у обучающихся неразрывно связаны с развитием компетентностей самих педагогов.  Поэтому, прежде всего, считаем необходимым провести экспертную оценку педагогов ОУ, так как независимое экспертное заключение аттестационных комиссий на сегодняшний день, на наш взгляд, не отражает полной информации по определению необходимых компетентностей у ряда педагогов – возникает искаженная картина о деятельности педагога, как личности.

Разработав собственную формулу определения акмеологического  развития личности педагога (Приложение 1) и применив ее на практике, мы сможем определить слабые и сильные стороны каждого педагога. При анализе работы педагога необходимо обратить внимание на две главных задачи: сделать научно обоснованную оценку методики преподавания и результатов образования; оказать методическую помощь по развитию дидактической и практической системы деятельности педагога. С учетом рекомендаций педагог самостоятельно строит план самообразования (Приложение 2). Его деятельность находится в постоянной динамике и контролируется независимой экспертной комиссией. На основе данного плана и достигнутых результатов в дальнейшем по показателям может заключаться  эффективный контракт с данным педагогом.

Также в соответствии с данным планом неразрывно ведется работа с обучающимися класса данного педагога. Формируются Функциональные карты педагогов и  обучающихся (Приложение 3). Функциональная карта педагога составлена по основным профессиональным функциям педагога: коммуникативной, организационной, обучающей, развивающей, воспитывающей, исследовательской, конструктивной и обще трудовой. Функциональная карта предназначена в первую очередь для самоанализа и самооценки педагогом уровня своего профессионального мастерства и планирования самообразования в соответствии с конкретными проблемами в своей работе. Отсюда вытекает и рейтинг педагога (Приложение 4).

В функциональной карте обучающегося отражаются семь ключевых образовательных компетентностей:

  • Ценностно-смысловая. Поведение в сфере мировоззрения, связанная с ценностными представлениями ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. От неё зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.
  • Общекультурная. Круг вопросов, в которых ученик должен быть хорошо осведомлён, обладать познаниями и опытом деятельности. Это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно — досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени.
  • Учебно-познавательная. Это совокупность компетентностей ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесённой с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. В рамках этой компетенции определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.
  • Информационная компетенция. При помощи реальных объектов и информационных технологий, формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовать, преобразовать, сохранить и передать её. Эта компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика с информацией, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.
  • Коммуникативная компетентность включает знание необходимых языков, способами взаимодействия с окружающими и удалёнными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др.
  • Социально-трудовая означает владение знанием и опытом в гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в области семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в профессиональном самоопределении. В эту компетенцию входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.
  • Личностное самосовершенствование направлено к тому, чтобы осваивать способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку. Реальным объектом здесь выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К этой компетенции относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности.

Отдельным пунктом можно выделить еще одно направление компетентностей – это:

  • Гражданско-патриотическая направленность. Здесь необходимо обратить особое внимание по формированию гражданско-правовых аспектов мышления обучающихся, которые являются гражданами России, представителями своей нации, эманацией культурного и исторического наследия и соответственно будущим государства.

Для максимального достижения в успешности реализации данных параметров изначально необходимо иметь не только четко построенный план на всех уровнях обучения и воспитания ОУ, но и хорошо продуманную мотивацию каждого участника образовательного процесса. В идеале при акмеологическом развитии личности педагога и обучающегося, в дальнейшем эта мотивация перерастет в само мотивацию, самоконтроль и саморазвитие. То есть каждый участник данного процесса будет четко осознавать, что развиваясь как личность, он получает самоудовлетворение от своей деятельности, ощущает себя полноценной самодостаточной личностью с твердыми и активными жизненными позициями.  И, несомненно, для экономии времени необходимо все параметры оценивания проводить информатизационно.

Предлагаем остановиться на мониторинге оценки качества образования, так как эта работа сможет показать целостную картину и направить вектор развития при проведенной рефлексии в нужном направлении. При условии, что такая работа, должна носить спланированный, постоянный и системный характер. При разработке мониторинга оценки  качества образования, как по предметам, так и оценки развития УУД необходимо применять накопительную методику, чтобы проследить всю динамику развития обучающегося, формирование его компетентностей. Программа должна выводить не только отметку за задание, но и график показывающий прогрессию или регрессию по данному предмету или УУД. Там же отражается количество работ выполненных обучающимся с показанием наивысшей отметки  и низшей, а так же диаграмма по всем отметкам, полученным за выполнение заданий за определенный период (четверть, триместр, полугодие, год, ступень образования).

После проведенной рефлексии можно определить прогнозирование, для каждого класса разработать модель развития для преодоления затруднений в обучении и развитии. Откорректировать интегрированные связи в обучении.

Основная задача мониторинга – непрерывное отслеживание развития всех коммуникативных качеств, поэтому при разработке заданий необходимо учитывать не только требования каждого УМК, но и в первую очередь, параметры всех компетентностей.

При оценивании творческих, креативных, физических компетентностей, конечно же, необходимо уйти от бумажно-информатизационных технологий и объективную оценку проводить при проведении соревнований, конкурсов, выставок, тематических вечеров. Там где каждый ребенок сможет продемонстрировать свои таланты,  навыки и умения.

Но прежде всего, чтобы изменить процесс оценивания, необходимо изменить саму базу школы и вывести образование на новый уровень. Нам предлагают новые требования к «старому». Так не бывает! Современное российское общество социально структурируется заново, оно уже далеко не однородно и все больше поляризуется. Каждая социальная группа имеет свои интересы, которые не обязательно совпадают в главном, с интересами общества, это осложняет проведение социальной политики школы. Необходимо разработать многоуровневую программу, где каждый будет иметь возможность реализовать не только свои таланты, но и свою индивидуализацию личности. Такая политика должна базироваться также на твердом фундаменте права как основы эффективного функционирования социума школы.  Ее  основные  положения могут  быть изменены только всенародным голосованием или созываемым для этого Советом школы и регулируется Кодексом школы.

Меритократическая атмосфера школы, позволяет каждой личности максимально реализоваться путем свободного выбора набора предметов и возможностью  попробовать себя в разных направлениях на начальных ступенях развития (1-5 класс), с тем, чтобы в среднюю школу перейти уже сформировавшейся личностью с четким видением своего будущего. Урочную систему полностью заменить безоценочной и перейти на рейтинговую. Урок «за партой» свести на нет как способ обучения и вести только проектно-исследовательский подход в занятиях, чтобы ребенок целостно воспринимал окружающий мир методом проб и ошибок. Комплексный подход в планировании расписания и предоставление всех возможностей, как учебной деятельности, так и внеурочной. То есть школа — маленькое государство со своими регионами: спортивный, вокальный, хореографический, театральный, гуманитарный, естественно-научный и т.д. Каждый ребенок, в том числе и дети с особыми возможностями, и дети с ограниченными возможностями, могли свободно в любое время мигрировать по всем направлениям в поисках себя и реализации своих возможностей и талантов. Это трудоемкий процесс, но только таким образом, каждый индивид может себя найти.

Учащиеся получают всестороннюю поддержку от грамотных специалистов, которые не только получают достойную зарплату, но и всестороннюю мотивацию через индивидуальную поддержку. В каждой группе-классе работают разные учителя – предметники, психолог присутствует на каждом занятии 1 класса для своевременного оказания помощи в адаптационный период и по необходимости в последующих. В старших классах организовать структуру прямого сотрудничества с ВУЗами, как нашей страны, так и зарубежными через общение с преподавателями, всесторонними совместными олимпиадами, конкурсами, проектами через дистанционные встречи-коллоквиумы.

При правильном планировании работы, продуманной мотивации (особенно личной), реализации и контроле, легко достичь высоких результатов развития личности! А это и есть залог будущего нашего государства.

Обязательно совместное управление школой, подразумевающее тесный контакт между учениками, коллективом, родителями, учредителем, органами власти. Разрабатывается Кодекс школы, регламентирующий права и обязанности, создаются органы контроля за исполнением из числа обучающихся и преподавателей (может быть правовой класс, регламентирующий это направление, т. е. будущие юристы, могут попробовать себя в некой сфере деятельности).  Дать больше возможностей проявить лидерские качества обучающихся, дать возможность проявить себя, прививая умения работать в команде.

Главным приоритетом является здоровая  разносторонняя личность, которая реализуя свои таланты, получает обучение при соблюдении здоровье сберегающих технологий. Для этого привлекаются специалисты из области медицины и сопутствующих ведомств.

Высокая система ценностей прививаются за счет наглядных примеров и обсуждения их с разных позиций. Школа-город имеет все инфраструктуры для жизнедеятельности.

Главная идея видения новой школы – это не реализация способностей через обучение, а обучение через реализацию своих способностей. Каждый получает обучение путем развития своих способностей при тесном сотрудничестве с разными категориями учебных направлений, специалистами. Это даст возможность на выходе из школы не только показать высокие рейтинги, но и четко видеть свою профессию. А это шаг в любое учебное заведение мира. При чем, гарантирующее, что, будучи воспитанные в духе патриотизма (т. е. на примерах и взаимодействии отечественных структур), обязательно вернутся на Родину, где смогут в полной мере строить будущее своей страны.

Читать статью полностью

Макарова Елена Николаевна, аспирант ФГБОУ-ВПО  «Северо-Осетинского Государственного педагогического  института», Россия, РСО-Алания, г. Владикавказ 

Получай новости журнала «Стандарты Образования» по почте

Ваш e-mail:

Понравилась статья?! Поделись с друзьями в социальных сетях!

Оценка качества образования общеобразовательного учрежденияhttps://i0.wp.com/www.edustandart.ru/wp-content/uploads/2015/06/Opros.gif?fit=300%2C200https://i0.wp.com/www.edustandart.ru/wp-content/uploads/2015/06/Opros.gif?resize=300%2C200Стандарты ОбразованияСтатья в номеркачество образования,оценка качества образования общеобразовательного учреждения,школа
В статье представлен проект по оценке качества образования общеобразовательного учреждения. Проблема рассмотрена с учетом требований ФГОС. Акцент направлен на изучение компетентностного подхода в образовании. При оценке качества образования затрагиваются основные структуры деятельности при исследовании системного анализа. Даются практические рекомендации. Акцент  по оценке качества образования делается на компетентностный подход. Основой оценки...