С детства девочкам общество предъявляет повышенные требования и навязывают стандарты успеха, при этом зачастую желания самих девочек не учитываются, а требования эти — трудновыполнимые.

Старший научный сотрудник Института демографии НИУ ВШЭ Ольга Исупова провела исследование «Взросление девочки в атмосфере «интенсивного материнства»: ученицы «лучших» школ больших городов». В исследовании приняли участие около 60 человек из Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Соликамска. Кроме того, на вопросы ответили 10 выпускниц престижных московских школ – студентки в возрасте 20 лет.

Основываясь на ответах респондентов, автор исследования сделала вывод:

Девочки из хорошей семьи, по мнению общества, должны соответствовать архетипу российской «Леди Совершенство» – сказочной Василисы Премудрой, то есть быть всесторонне успешными. От них ожидают образованности, красоты, хороших манер, удачной карьеры и незаурядной силы духа.

Причём девочки находятся между трёх огней – семья, школа, общество, которые «навязывают им свои стандарты успеха, включают их в жестокую гонку за достижениями». Кроме того, многие родители сами определяют «путь к успеху» дочерей: принимают решение за дочерей, ругают за оценки, критикуют внешний вид, оказывают давление в выборе профессии, решают, за кого выйти и какой будет свадьба. Но следует учесть, что многие материнские решения, говорит Исупова, «обусловлены собственным жизненным опытом и могут быть никак не связаны с возможностями в реальной жизни».

школа

Воспитанницы кадетского корпуса в библиотеке

У девочек с детства формируют мнение, что путь в «правильное» общество лежит через хорошую школу, вуз, престижную работу, профессиональные достижения, успехов в личной жизни, внешний вид – соответствие глянцевым обложкам журналов. Причём нельзя отбросить ни один из этих элементов – иначе девочка будет другая. А не каждый не боится быть другим.

Да и кому из девочек-женщин не приходилось слышать в свой адрес – «ты же мать!», «ты же девочка!», «да что с неё взять – она же женщина!». В жизни, быту, на работе, в школе, женщин часто оценивают. Всегда найдутся те, кто расскажет, почему та или иная женщина недостаточно соответствует роли матери, работницы, красавицы.

А как думаете вы? И есть ли выход из этой ситуации?

Мария Котеняткина
Источник и фото: ТАСС

Получай новости журнала «Стандарты Образования» по почте

Ваш e-mail:

Понравилась статья?! Поделись с друзьями в социальных сетях!

Повышенные требования к девочкам и стандарты успеха – или «леди совершенство»www.edustandart.ru/wp-content/uploads/2017/05/4487094.jpg?fit=744%2C478www.edustandart.ru/wp-content/uploads/2017/05/4487094.jpg?resize=300%2C265Стандарты ОбразованияСтатья в номерНИУ ВШЭ
С детства девочкам общество предъявляет повышенные требования и навязывают стандарты успеха, при этом зачастую желания самих девочек не учитываются, а требования эти - трудновыполнимые. Старший научный сотрудник Института демографии НИУ ВШЭ Ольга Исупова провела исследование «Взросление девочки в атмосфере «интенсивного материнства»: ученицы «лучших» школ больших городов». В исследовании приняли участие...