Владение информационными технологиями ставится в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности. Информационные технологии становятся неотъемлемой частью жизни современного человека.

Применение ИКТ на уроках позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств, перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности.

Главными составляющими информационной компетентности ученика являются:

  • умение правильно отбирать источники информации;
  • умение находить и преобразовывать информацию их различных источников;
  • владение конкретными навыками по использованию технических устройств;
  • способность использовать в своей деятельности компьютерные информационные технологии;
  • знание особенностей информационных потоков в нужной области.

Под информационно-коммуникационными технологиями понимают систему способов, приемов и методов работы с информацией, применение которых обеспечивает решение центральных задач обучения и воспитания.

В учебно-воспитательном процессе выделяют ряд возможностей использования информационно-коммуникативных технологий в самообразовании школьников в условиях внедрения ФГОС:

1) Работа с приложениями к учебникам, электронными энциклопедиями, т.е. с готовыми дисками. В МБОУ «Школа-гимназия №1» городского округа Судак есть пособия по предметам, записанные на компакт-дисках, электронные справочники, записи русских и зарубежных писателей. Всё это доступно в свободном пользовании.

2) Использование мультимедиа-ресурсов в образовательном процессе:

  • Презентаций и возможностей интерактивной доски:
  • Электронная библиотека;
  • Аудиокниги;
  • Электронные словари;
  • Видеофильмы (художественные, научно-популярные);
  • Электронные энциклопедии;
  • Репродукции картин;
  • Классические музыкальные произведения и др.

Данное направление облегчает процесс запоминания.  Все эти преимущества использования ИКТ в учебном процессе в сочетании с рассказом учителя позволяют развивать внимание и визуальное мышление. А визуальное (образное) мышление является основой понимания.

3) Использование ЭОР для подготовки к урокам.                                                                                                  Сеть Интернет несёт громадный потенциал образовательных услуг. Среди Интернет-ресурсов можно отметить следующие образовательные ресурсы:

  • http://school-collection.edu.ru/
  • http://window.edu.ru/catalog/?p_rubr=2.1
  • http://school.edu.ru http://school-russia.prosv.ru/info.aspx?ob_no=27566
  • http://www.nachalka.com/uchitel
  • http://otlichnyk.ru
  • http://www.mobintech.ru/multiplication/
  • http://www.solnet.ee/erudit/
  • http://moi-skazki.ru http://www.wildwebwoods.org/popup.php?lang=ru
  • http://old.orlovka.org.ru/crimea_abc/
  • http://www.openclass.ru http://easyen.ru
  • anie_ glasnykh_v_kornjakh/42-1-0-140
  • http://bk-detstvo.narod.ru/about_us.html
  • http://prezentacii.com

4) Применение сервисов Web -2.0 в образовательном процессе дает возможность создания, размещения, хранения, распространения ресурсов различного типа (презентации, документы, слайд-шоу и пр.) на предлагаемой платформе без использования специализированного программного обеспечения; возможность совместного использования (создание, редактирование, обсуждение и пр.) ресурсов несколькими пользователям. Для внедрения в практику можно использовать следующие сервисы:

  • Онлайн-сервис Googlе, предназначенный для создания опросных форм.
  • Социальный сервис, предназначенный для публикации, хранения, просмотра и комментирования видео.
  • Calaméo — сервис для создания, оформления и публикации электронных книжек.
  • LearningApps — это интерактивный конструктор для разработки заданий в разных режимах.
  • Linoit- он- лайн инструмент для создания заметок.
  • Сервисы для создания собственных пазлов.
  • Мозаика из слов
  • Генератор прописей и примеров для работы с детьми школьного возраста.
  • Сервис для конвертации документов

5) Участие в дистанционных мероприятиях. В дистанционных мероприятиях активно принимаю участие сама и привлекаю своих учеников начиная с первого класса. Роль телекоммуникаций здесь необычайно велика. Они позволяют учащимся активизировать собственные знания, умения и навыки, способствуют самообразованию, самоорганизации и самодисциплине.

  • Дистанционные олимпиады для учащихся — это одна из форм дистанционного образования детей. Основными целями и задачами любой олимпиады являются выявление и развитие у обучающихся общеобразовательных учреждений творческих способностей и интереса к научной деятельности, создание необходимых условий для поддержки одаренных детей, пропаганда научных знаний. Дистанционная олимпиада дает возможность всем желающим проявить свои способности на федеральном или региональном уровне, часто не выезжая.
  • Дистанционный конкурс для учащихся – увлекательная и эффективная форма занятий, любой человек из любой точки мира может принять участие в конкурсе, имея лишь компьютер и доступ к сети Интернет. Именно возможность объединить огромное количество людей делает дистанционные конкурсы уникальными. Ведь они помогут углубить знания по разным школьным предметам, темам, разделам. Занимательные задания конкурсов позволят увидеть необычное в самом обычном, обыденном и привычном!

6) Использование учащимися материалов, размещенных на персональном сайте учителя – является одним из способов использования Интернета в учебно-воспитательном процессе.  Мой персональный сайт предназначен для учителей начальных классов, для учеников, а также их родителей. Цель сайта: создание единого информационного пространства для всех участников образовательного процесса. В течение года сайт наполнился содержанием: интерактивными плакатами, тестами, кроссвордами, интересным материалом, выходящим за рамки учебников. Используя Документы Google, сайт использую для сетевого взаимодействия с учащимися. Теперь мой сайт — хороший помощник при проведении уроков, веб-квестов, организации домашней работы учащихся.

7)   Возможность дистанционного обучения. Под дистанционным обучением следует понимать образовательную систему на основе компьютерных телекоммуникаций с использованием современных педагогических и информационных технологий. В процессе проведения обучения в дистанционном режиме используются следующие типы информационных услуг: электронная почта; облачные технологии, онлайн-сервис Googlе, предназначенный для создания опросных форм.    

Использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе позволяет:

  • активизировать познавательную деятельность учащихся на уроке и во внеурочное время;
  • сохранять устойчивый интерес к предмету;
  • моделировать и визуализировать сложные процессы и явления, рассматриваемые на уроках по разным предметам;
  • учащимся заниматься самостоятельным поиском, подбором и анализом необходимой информации в сети Интернет;
  • развивать креативные способности, формировать общую и информационную культуру у учащихся.

Главными преимуществами применения ИКТ являются:

  • Возможность осуществлять дифференцированный подход к учащимся разного уровня готовности к обучению.
  • Использование визуального, аудиовизуального и видео сопровождения на уроке.
  • Сохранение высокого темпа урока, занятия.
  • Обеспечение эффективной обратной связи между педагогом и учениками.
  • Осуществление оперативного и объективного контроля УУД учащихся.
  • Достижение высокого качества усвоения материала учащимися.

В урочной, внеурочной и внеклассной деятельности учащиеся применяют такие формы ИКТ – технологий, как: презентации, интерактивные тесты, работа по поиску информации в Интернете, подготовка проектов, веб-квестов, применение готовых электронных ресурсов, цифровых образовательных ресурсов.

Наряду с этим существует ряд проблем, связанных с возможностью применения   Интернет-ресурсов   школьниками:   

  • Опасность подавления межличностного общения, так как общение с компьютером понижает количество и качество личных контактов;
  • Усиление социального неравенства, так как приобретение дорогостоящей техники доступно не всем;
  • Опасность снижения роли устной и письменной речи, так как в новых технологиях во многом преобладает звук и изображение;
  • Ослабление способностей к самостоятельному творческому мышлению, так как для компьютерных обучающих программ свойственна так называемая «дигитализация» — приспособление мышления человека к определенным правилам и моделям;
  • Отсутствие прямого исследования действительности, так как ученик получает знания, опосредованные сознанием разработчиков программ;
  • Пассивность усвоения информации, так как у создателей программ есть стремление сделать свой материал простым и нетрудоемким;
  • Опасность снижения социализации человека, т.е. резкое уменьшение времени пребывания среди других людей и общения с ними, посещения общественных и культурных мероприятий, музеев, театров.

Учитывая важность вопросов минимизации вреда, наносимого психике учеников, учителя должны овладеть основными требованиями, предъявляемыми к образовательным Интернет-ресурсам с точки зрения минимизации вреда, наносимого здоровью и психике обучаемых. Следует учитывать, что при использовании образовательных интернет-ресурсов недопустимо использование элементов, которые могут привести к неоднозначному толкованию, агрессивных, шокирующих, провокационных визуальных и звуковых рядов.

Освоение учителями компьютерных технологий идет быстрыми темпами, нам есть чем гордиться, однако, нерешенных вопросов еще много и необходимо искать пути решения имеющихся и возникающих проблем, для того чтобы этот процесс был не мучительным и тернистым, а творческим, целеустремленным и результативным.

Несмотря на это, использование ИКТ — технологий на уроках и во внеурочной деятельности позволяет оптимизировать учебно-воспитательный процесс, вовлечь в него учеников как субъектов образовательного процесса, развивать творчество, самостоятельность и критичность мышления.

Таким образом, деятельность учителя и учащихся в информационной образовательной среде на уроках в соответствии с требованиями ФГОС позволяет решить одну из важных задач обучения в современной начальной школе и благотворно сказывается на образовательном процессе. Считаю, что эта тема актуальна в данное время, так как процессы реформирования образования предъявляют новое требование и к результатам обучения учащихся – это личностное развитие на основе освоения УУД и особое требование к преподаванию.

Литература:

  1. Кулик А. Ресурсы Интернета для развития системы образования и науки в регионах (на примере политологии) (Электронный ресурс) http://www.prof.msu.ru/publ/ulan-ude/u18.htm (дата обращения: 06.07.2016г)
  2. Образовательные ресурсы сети Интернет: Каталог / Под ред. А.Н. Тихонова. – М., 2006.
  3. Полонский В.М. Образовательные ресурсы и возможности сети Интернет (Электронный ресурс) // http://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=394 (дата обращения: 06.07.2016г)
  4. Формы использования информационных технологий в образовательном процессе (Электронный ресурс) http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2015/04/07/formy-ispolzovaniya-informatsionnyh (дата обращения: 06.07.2016г)

5.Использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе (Электронный ресурс) http://vachenko-na.okis.ru/informacionno-kommunikativnih.html (дата обращения: 06.07.2016г)

  1. Использования ИКТ – технологий в учебно-воспитательном процессе (Электронный ресурс)http://volok-int.edumsko.ru/documents/other_documents/dokumenty_i_materialy_po_obespechennosti_uchebnoj_uchebno-metodicheskoj_literaturoj_i_inymi_bibliotechno-informacionnymi_resursa/poryadok_ispol_zovaniya_ikt_tehnologij_v_uchebno-vospitatel_nom_processe (дата обращения: 06.07.2016г)

7. Использование информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе (Электронный ресурс) http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/131-edu-tech/2398-2013-02-22-14-39-36 (дата обращения: 06.07.2016г)

Ильяшевич Татьяна Васильевна, учитель начальных классов Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Школа-гимназия №1» городского округа Судак Республики Крым, I к.к.

Получай новости журнала «Стандарты Образования» по почте

Ваш e-mail:

Понравилась статья?! Поделись с друзьями в социальных сетях!

Возможности интернет-ресурсов в самообразовании школьников: сущность, проблемы, перспективыhttps://i0.wp.com/www.edustandart.ru/wp-content/uploads/2016/01/elearning.png?fit=595%2C419https://i0.wp.com/www.edustandart.ru/wp-content/uploads/2016/01/elearning.png?resize=300%2C265Стандарты ОбразованияСтатья в номервозможности интернет-ресурсов в самообразовании школьников,облачные технологии в образовании,образовательные ресурсы интернета,электронные образовательные ресурсы
Владение информационными технологиями ставится в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности. Информационные технологии становятся неотъемлемой частью жизни современного человека. Применение ИКТ на уроках...