Как уроки хореографии помогают формировать внутренний духовный мир, восстанавливают жизненную энергию и формируют индивидуальность.

                                     Аннотация
Организация музыкально-ритмической  деятельности  в коррекционной школе для детей с задержкой психического развитияДанная статья посвящена организации музыкально-ритмической деятельности в коррекционной школе для детей с ЗПР. Уроки хореографии помогают развивать у ребёнка не только художественный вкус и творческое воображение, но и любовь к жизни, человеку, природе; помогают формировать внутренний духовный мир, свободу в творческом мышлении; выполняют функцию психической и соматической релаксации; восстанавливают жизненную энергию человека и его самоощущение как индивидуальности.

Ключевые слова
Коррекционная школа, ребёнок с ЗПР, музыкально-ритмическая деятельность, дополнительное образование, уроки ритмики.

Трудно переоценить значение движения в развитии любого ребенка. Телесные ощущения для ребенка первостепенны в освоении окружающего мира. Так, многие музыканты-педагоги (Ж. Далькроз, К. Орф, Н.Г. Александрова, Н.А. Ветлугина, Е.В. Конорова и др.) отмечали важную роль музыкально-ритмической деятельности для формирования художественного творчества у ребёнка в период развития воображения, фантазии, образного мышления — основных психических процессов, обеспечивающих успешное формирование художественно-творческих способностей. Организация музыкально-ритмической  деятельности  в коррекционной школе для детей с задержкой психического развития
Полноценное развитие всех психических процессов у ребенка происходит в опоре на его телесный опыт. Не случайно и психологи говорят о том, что ребенок мыслит телом. Развитие восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления происходит у него в опоре на практические действия. Постепенно внешние ориентировочные действия, связанные с телесными ощущениями переходят во внутренний план.
Особенно это актуально для детей с задержкой психического развития. У таких детей нарушено полноценное развитие всех психических процессов, которое  характе­ризуется:

  • отставанием в развитии эмоционально-волевой сферы;
  • отставанием в развитии высших психических функций;
  • отставанием в развитии двигательной сферы;
  • недостаточностью сенсомоторной координации;
  • общей моторной неловкостью;
  • импульсивностью;
  • эмоциональной неустойчивостью;
  • повышенной утомляемостью;
  • снижением знаний и представлений об окружающем мире.

Бесспорно, уроки ритмики и занятия по хореографии в рамках дополнительного образования в коррекционной школе  помогают развивать у ребёнка с особыми психофизическими возможностями и потребностями не только художественный вкус и творческое воображение, но и любовь к жизни, человеку, природе; помогают формировать внутренний духовный мир, свободу в творческом мышлении, дают возможность импровизировать, отдавая взамен   эмоциональную реакцию – радость, удовольствие; выполняют функцию психической и соматической релаксации; восстанавливают жизненную энергию человека и его самоощущение как индивидуальности.         

Дети нашей школы  имеют различные клинические формы ЗПР, в том числе и «соцпедзапущенные». Эта группа разнородна как по характеру проявлений недос­татков развития, так и по степени отставания в психофизи­ческом развитии.

Поэтому свою работу я начала с выявления хореографических способностей детей, чтобы сформулировать цель и задачи занятий с детьми с ЗПР музыкально-ритмической деятельностью как на уроках ритмики, так и на дополнительных занятиях. Я составила технологическую карту, в которой отразила следующие критерии. По этим критериям я тестировала ребят и заносила их индивидуальные способности и возможности в данные карты, чтобы в дальнейшем строить свою работу на уроках и занятиях по хореографии. Оценивала детей по 10-бальной шкале по таким критериям: развитие музыкальноси, эмоциональная сфера, творческие проявления, запоминание музыки движений, способность сосредотачиваться на движениях, скорость реакции, гибкость и пластичность, координация.

После этапа тестирования я сформировала цель занятий по хореографии: психофизическое развитие ребенка, формирование средствами музыки танцевальных движений, разнообразных умений, способностей, коммуникативных качеств.                                                                                                                                                                             Задачи:

  • развивать творческое воображение посредством музыкальных образов;
  • развивать природные способности детей к танцевальному творчеству;
  • развивать природные возможности детей к танцевальному творчеству;
  • побуждать детей выражать свои впечатления в танцевальном творчестве;
  • побуждать школьников к различным проявлениям творчества через занятия танцами;
  • создать в танце предпосылки к формированию творческого мышления;
  • приобщать к совместной танцевально-творческой деятельности, через занятия, праздники, развлечение.

Работая хореографом много лет, я сделала вывод, что освоение детьми танцевальных композиций происходит в течение 2-3 месяцев. При этом я добиваюсь абсолютно точного и синхронного исполнения движений.                                                                         Обращаю внимание на мягкость рук, движение кистей, направленность взгляда на руки, соотнесение движений с музыкой.        

Телесное развитие ребенка обладает колоссальным потенциалом. С естественной необходимостью его реализация связана у ребенка с такими чувствами, как радость, наслаждение от движений, от освоения разнообразных действий. Возможность движения, практических действий для ребенка – одно из самых эффективных средств поддержания его интереса к какому-либо роду занятий.

Ребенок с особым удовольствием будет выполнять движения и действия, связанные с творческими заданиями. Например, создание различных образов, фигур. движений. Звучащие музыкальные образы вызывают у  детей яркие эмоциональные импульсы, разнообразные двигательные реакции, усиливают радость и удовольствие от движения. Дети чрезвычайно чувствительны к музыкальному ритму и с радостью реагируют на него. Воспитатели и педагоги знают, какое наслаждение доставляют детям музыкально-двигательные упражнения, танцы, хороводы или просто произвольные движения под музыку.

Свой опыт работы и наблюдения я отразила в рабочей программе по музыкально-ритмическому воспитанию учащихся с ЗПР, которая включает следующие   виды музыкально-ритмической деятельности:

  • музыкально-ритмические упражнения;
  • танцы, пляски, хороводы;
  • музыкальные игры.

 В программе я сформулировала  направления работы по музыкально – ритмической деятельности на уроках и занятиях по хореографии:

  • развитие музыкальности;
  • развитие двигательных качеств и умений;
  • развитие творческих способностей;
  • развитие и тренировка психических процессов;
  • развитие нравственно-коммуникативных качеств личности.

Каждое из направлений имеет свои задачи.

Развитие музыкальности:

  • развитие способности воспринимать музыку, чувствовать ее настроение и характер, и понимать содержание;
  • развитие специальных музыкальных способностей: музыкального слуха (мелодического, гармонического, тембрового), чувства ритма;
  • развитие музыкального кругозора и познавательного интереса к искусству звуков;
  • развитие музыкальной памяти.

Развитие двигательных качеств и умений:

  • развитие ловкости, точности, координации движений;
  • развитие гибкости и пластичности;
  • воспитание выносливости и развитие силы;
  • формирование правильной осанки, красивой походки;
  • развитие умения ориентироваться в пространстве;
  • обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений.

Творческие способности:

  • формирование потребности самовыражения в движениях под музыку;
  • формирование коммуникативных умений;
  • развитие творческого воображение и фантазии;
  • развитие умения импровизировать.

Нравственно-коммуникативные качества личности:

  • умение сопереживать людям, животным;
  • умение вести себя в группе во время движения;
  • чувство такта и культурные привычки в процессе группового общения с детьми и взрослыми.

Основу программы музыкально-ритмического воспитания детей с ЗПР составляют несложные свободные, характерные, сюжетные, парные танцы, танцы с пением.

Парные танцы на уроках и занятиях по хореографии с детьми с ЗПР использовать довольно сложно: они требуют координации движений партнеров в парах, а дети с задержкой психического развития часто выполняют такие движения каждый в своем темпе. И все же отказаться от них нельзя, так как правильно подобранный танец может многому научить: развить внимание, ориентировку в пространстве, чувство ритма, координацию движений, а еще – механизм подстройки движений к музыке и к движениям партнера.

Танцы с пением и хороводы очень полезны для таких детей, поскольку помогают им координировать пение и движение, упорядочивать темп движения, а также могут использоваться не только на музыкальном занятии с музыкальным сопровождением, но и в самостоятельной музыкальной деятельности, т.е. гораздо чаще, чем другие виды танцев. При выборе танцев с пением и хороводов необходимо учитывать навыки детей в пении и движении для того, чтобы, выучив песню и разучив движения, они могли двигаться под собственное пение, что дает наибольший коррекционный эффект.

Использование сюжетных,  характерных танцев зависит от состава группы и двигательных умений детей. Эти танцы обычно исполняются небольшой группой детей или даже индивидуально, а значит, легче решить, кому из детей удобнее их исполнять.

 Процесс разучивания и исполнения танцевальных движений – по сути, процесс освоения закономерностей музыкальной формы, действенное средство развития у детей музыкально-слуховых представлений. С помощью движений ребенок может «войти» в звуковой поток, ощутить, прочувствовать и телесно пережить движущие его закономерности:  метрическую пульсацию; чередование, сопоставление или контраст фраз, разделов, частей; смысловые интонационно-ритмические акценты; кульминации и спады мелодических «волн» –  линий и т.д.

 Я использую движения и фигуры в танцах очень простые, несложные для запоминания. В основе танцевальных сюжетов – образы дружелюбия, партнерской поддержки, одобрения  индивидуальных решений в рамках коллективного взаимодействия. В таких танцах часто есть игровые сюжеты, что, во-первых, облегчает их запоминание, а во-вторых, способствует выработке выразительных движений, соответствующих определенным эмоциональным состояниям.

Фигурами танцев в основном являются естественные жесты и движения, которые  в житейском обиходе выражают доброжелательное, открытое  отношение людей друг к другу, воспроизводят положительные, радостные эмоции. Освоенные в танце, эти движения могут стать для детей своеобразными моделями, эталонами этикета в естественном процессе общения, так как, зачастую, дети с ЗПР из асоциальных семей, где отсутствуют общепризнанные модели и нормы поведения. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, еще более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и в целом нормализации социального микроклимата в детском коллективе.

Так как внимание у детей с ЗПР рассеянное, неустойчивое, я использую музыкальные игровые элементы на уроках и занятиях. 

Известно, что игры, даря радость и возможность проявлять свои эмоции, способствуют развитию у детей познавательных интересов и эмоциональной сферы, воспитанию волевых и нравственных качеств характера, развитию координации движений, быстроты реакции, ловкости.

В музыкальном воспитании чаще всего используются игры инструментальные (сюжетные и несюжетные), с пением, словом, а также музыкально-дидактические игры.

Сюжетные инструментальные игры отличаются яркими музыкально-игровыми образами. В этих играх есть персонажи, события, отношения между действующими лицами. Все это заставляет детей реагировать эмоционально и действовать творчески, в соответствии с развивающимся сюжетом.

Несюжетные инструментальные игры обычно включают элементы соревнований, с их помощью решаются двигательные задачи – ритмические и творческие.

Игры с пением. С помощью этих игр можно формировать интерес к музыке и пению, развивать музыкальный слух, память, чувство ритма, чистоту интонирования, а также решать коррекционные задачи( нормализация психических процессов и свойств, тренировка двигательного аппарата, упорядочивание темпа движения и пения). С их помощью легче отрабатывать координацию пения и движения.

Игры со словом развивают речь, расширяют кругозор, улучшают звукопроизношение (межпредметные связи с логопедией), позволяют закрепить сложные двигательные навыки, автоматизируют движения, развивают чувство ритма, интонационный и поэтический слух, музыкальность, голосовые возможности детей, координацию движения со словом.

Среди музыкально ритмических движений большое место занимают музыкально — ритмические упражнения. Дети с задержкой психического развития часто не справляются с основными движениями (ходьба, бег, прыжки), не говоря уже об их разновидностях  (устремленная или пружинная ходьба, широкий или высокий бег, поскоки и т.д.). Выполняя музыкально-ритмические упражнения, дети развиваются физически, укрепляют костно-мышечный аппарат, учатся владеть своим телом, готовятся к выполнению более сложных двигательных заданий в танцах и играх.

В музыкально-ритмических упражнениях дети осваивают отдельные виды движений: всевозможные повороты, вращения, кружения, наклоны, покачивания, разновидности шага, бега, прыжков, подскоков. В данный раздел ритмики входят также  упражнения на разнообразные построения, движения по кругу, квадрату, диагонали, «змейками», цепочками, парами, тройками и т.д.

Перечисленные упражнения относятся к разряду общеразвивающих и связаны с физическим воспитанием ребенка, развитием его ловкости, координации, умения владеть своим телом и ориентироваться в пространстве.

В контексте занятий ритмикой эти упражнения получают новую смысловую окраску. Движения упражнений связываются с яркими музыкальными образами (скачущие галопом лошадки, прыгающие зайчики, крадущиеся кошечки и т.п.), расцвечиваются фантазией детей, будят их творческое воображение. В этих упражнениях ребенок творчески познает возможности своего тела, соотносит свои действия с действиями других, приобретает навыки общения, учиться ориентироваться в осваиваемом им мире – мире вещей, живых существ, людей и их взаимоотношений. Звучащая музыка помогает ему в этом, ритмически организуя деятельность, делает познаваемый ребенком мир ярким и эмоционально насыщенным.

Для того чтобы ребенок действительно проникся чувством ритма, я использую на занятиях различные упражнения, имеющие яркий эмоциональный настрой. Все начинается с ходьбы и маршировки. Она является естественным видом движения и вместе с тем достаточно сложным по координации. Дети учатся ориентироваться в пространстве и коллективе, в поворотах, в маршировке спиной, назад, к центру. Постепенно включаю в движение различные звуки, слоги, слова. Например, в упражнение «Лыжники», дети, имитируя ходьбу на лыжах, одновременно под музыку ритмично произносят звук «м-м-м », а упражнение «Самолет» сочетается с дыхательно-голосовым упражнением на звук «л-л-л». Ходьба на носках и пятках в упражнении «Маме надо отдыхать» и «пяточки» сочетается с пением.

Для того чтобы ритмические упражнения не принимали гимнастический характер, каждое из движений «одушевляю» какой-либо программой. Каждое упражнение имеет образное название: маховые движения – «волны», «великаны», «дровосек», «мельница; пружинные движения — «танец-приглашение», «гномы», «зеркальце»; плавные движения-«осенние листья», «ветви», «лебеди». Это создает условие для естественного выявления моторных реакций. Двигательные упражнения в каком-либо образе воспитывают свободу воображения, фантазию, развивают творческие способности, учат воспринимать музыку как целостный образ. Все эти упражнения  являются подготовительными и в дальнейшем включаются в игры, пляски, хороводы.

При отборе  музыкального  репертуара для детей с ЗПР я руководствуюсь следующими принципами:

  • художественность, динамичность, стройность выражения музыкального образа;
  • мажорный характер музыкального сочинения, побуждающий к движению;
  • разнообразие тематики, жанров музыкальных произведений;
  • разнообразие движений.

Принципы отбора музыкально-ритмических заданий:

  • доступность (основным условием является преемственность и постепенность усложнения задач)
  • индивидуализация (задача: улучшить врождённые способности и задатки)
  • постепенное повышение требований (условие: чередование нагрузок с отдыхом)
  • систематичность (непрерывность, регулярность занятий)
  • повторяемость материала (при многократных повторениях образуется двигательный стереотип)
  • наглядность (показ и объяснение педагога)

Методы и приемы обучения детей с ЗПР:

  • наглядный метод используется как взаимодействие слухового и наглядно–зрительного анализатора;
  • метод показа — разучивание новых движений;
  • метод иллюстрированной наглядности;
  • словесный метод должен быть кратким, точным, конкретным;
  • практический метод — многократное повторение музыкально – ритмических движений;
  • импровизационный метод;
  • игровой метод — подбор игры, отвечающей задачам, содержанию занятий по возрасту;
  • концентрический метод, при котором педагог определяет танцевальные движения, вновь возвращается к пройденному.

Этапы  обучения танцу

Весь процесс обучения детей я разделила  на 3 этапа.

  1. Начальный этап обучения упражнению (отдельному движению).
  2. Этап углубленного разучивания упражнения (движений, музыкально-ритмических композиций)
  3. Этап закрепления и совершенствования знаний двигательных навыков.

Начальный этап обучения характеризуется созданием предварительного представления об упражнении. На этом этапе обучения педагог рассказывает, объясняет и демонстрирует упражнения, а дети пытаются воссоздать увиденное, опробовать упражнение, подражая педагогу.

Название упражнений, вводимое педагогом на начальном этапе, создает условия для формирования его образа, активизирует работу центральной нервной системы детей.

Показ упражнения происходит в зеркальном изображении.

Объяснение техники исполнения упражнения дополняет ту информацию, которую ребенок получил при просмотре. Первые попытки опробования упражнения имеют большое значение при дальнейшем формировании двигательного навыка.

Успех начального этапа обучения зависит от умелого предупреждения и исправления ошибок. При удачном выполнении упражнения целесообразно его повторить несколько раз, закрепив тем самым предварительное представление о нем.

Этап углубленного разучивания характеризуется уточнением и совершенствованием деталей техники выполнения упражнений.

Основная задача этого этапа сводится к уточнению двигательных действий, пониманию детьми закономерностей движения, усовершенствованию ритма, свободного и слитного выполнения упражнения.

Главным условием обучения на этом этапе является – целостное выполнение упражнения. Количество повторений в занятии увеличивается, по сравнению с предыдущим этапом. На этапе углубленного разучивания дети приобретают некоторый опыт в исполнении движений по показу педагога и запоминают несколько композиций. Все это способствует развитию у детей самостоятельно выполнять выученные упражнения в целом.

Этап закрепления и совершенствования характеризуется образованием двигательного навыка и переходом его к творческому самовыражению в движении под музыку.

На этом этапе необходимо совершенствовать качество исполнения упражнений и формировать у детей индивидуальный стиль.

Этап совершенствования упражнения и творческого самовыражения считается завершенным лишь тогда, когда дети начнут свободно двигаться с полной эмоциональной и эстетической отдачей.

Таким образом, различные виды музыкальной деятельности дарят детям мгновения чудесного человеческого самовыражения, развивают музыкальный опыт и начало творчества. Приобретение первичных умений ритмико-двигательных навыков, умения правильно и художественно точно двигаться приносят ребятам истинную радость. При этом у ребят раздвигаются рамки художественного видения мира. А простые и привычные действия преображаются в танцевальные, становятся имитацией поведения нужного художественного образа, который воплощается в том или ином виде музыкальной деятельности. Обычные, всем хорошо знакомые прыжки, приседания, подскоки, движения руками, получая соответствующее музыкальное оформление, приобретают требуемую поведенческую окраску и тем самым трансформируются в воодушевленные эмоциональные процессы.

Педагоги и родители отметили, что дети стали активнее, легко работают, исполняя различные танцевальные композиции, фантазируют, сочиняют элементы танца, заметно изменились взаимоотношения детей. Мои наблюдения показали, что старшие школьники стали организованнее, общительнее, добрее по отношению друг к другу.

Положительным результатом работы считаю участие моих воспитанников в конкурсах, фестивалях. Их выступления не остаются незамеченными.  

Список используемой литературы

  1. Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. Музыка и движение: Упражнения, игры и пляски для детей 5-6 лет. М., 1983.
  2. Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. Музыка и движение: Упражнения, игры и пляски для детей 6-7 лет. – М., 1984.
  3. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. – М.: Просвещение, 1967.
  4. Горшкова Е.В. О музыкально-двигательном творчестве в танце//Дошкольное воспитание, 1991. — №12. – с.47 – 55.
  5. Добровольская Г.Н. Танец. Пантомима. Балет. – Л., 1975.
  6. Руднева С., Фиш С. Ритмика. Музыкальное движение. – М., 1972.
  7. Степанова Л. Бальные танцы. – М., 1972.
  8. Субботина Л. Развитие творчества у детей. – Ярославль, 1996.
  9. Художественное творчество и ребенок/Под ред. Н.П. Ветлугиной. – М., 1972.

Об авторе: Саидова Л.Т., учитель ритмики высшей квалификационной категории ГБОУ СКОШИ №73, победитель городских, всероссийских и международных конкурсов в жанре «Народный танец»

Музыкально-ритмическая деятельность в коррекционной школе для детей с ЗПРСтандарты ОбразованияСтатья в номеркоррекционная школа,уроки ритмики,учащиеся с ЗПР
Как уроки хореографии помогают формировать внутренний духовный мир, восстанавливают жизненную энергию и формируют индивидуальность.                                      Аннотация Данная статья посвящена организации музыкально-ритмической деятельности в коррекционной школе для детей с ЗПР. Уроки хореографии помогают развивать у...