Проблема нарушений письменной речи у школьников – одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели начального обучения превращаются в средство дальнейшего получения знаний учащимися. Проблема нарушений письменной речи раскрывается в теоретическом и практическом аспекте.

Основной целью обучения русскому языку в начальных классах является развитие устной и письменной речи учащихся.

От эффективности решения задач умственного и речевого развития младших школьников зависят их дальнейшие успехи в овладении знаниями по всем предметам. Осуществляя эти задачи, учителя начальных классов сталкиваются с наличием у некоторых детей затруднений в обучении.

По мнению психологов, на успеваемость влияют более 200 факторов, но существует фактор №1, воздействие которого на успеваемость неоспоримо. Этот фактор – уровень развития устной и письменной речи ребенка. Ведь именно речь является средством получения и выражения знаний.

Письмо — это сложная форма речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нем принимают участие речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный анализаторы. Письмо тесно связано с устной речью, степенью ее развития. Оно основывается на умении различать звуки речи, вычленять их в потоке речи и соединять, правильно произносить. Обучение письменной речи — один из самых трудных этапов обучения в школе.

Чтобы написать слово, ребенку необходимо:

  1. определить его звуковую структуру, последовательность и место каждого звука;
  2. соотнести выделенный звук с определенным образом буквы;
  3. воспроизвести с помощью движений руки букву.

Одной из ошибок в овладении письмом — нарушение слуховой дифференциации звуков речи, при которой нет нарушений произношения тех звуков речи, которые неправильно обозначаются на письме.

— узнавание гласных по артикуляции
— выделение заданного звука из ряда других звуков, слогов, слов
— назвать, подобрать, придумать слова с заданным звуком
— определить наличие заданного звука в слове
— определить место заданного звука в слове звуком из предложения
— выделить слова с данным звуком
— чтение слоговых таблиц
— «Наоборот».

При таком виде ошибок можно предложить следующие виды игровых приемов:

  • Отгадывание загадок:

Лежит под крылечком, хвост колечком. (собака)

Сто одежек – все без застежек. (капуста)

Летит птица-небылица, а внутри народ сидит,

Меж собою говорит. (самолет)

Хвост пушистый, мех ворсистый,

в лесу живет, в деревне кур крадет. (лиса)

  • Выделение общего звука [с].
  • Воспроизведение слоговых рядов:

Са-со-су-сы
Со-су-сы-са
Су-сы-са-со
Сы-са-со-су

  • Выделение на слух звука С: сом, щетка, зайка, собака, шум, сирень.
  • Замены [с-с,] в слогах и словах:

са-ся, со-сё, су-сю, сы-си, сэ-се

Также можно выделить следующую ошибку в овладении письмом —  искажение звуко-слоговой структуры слов и нарушение границ между словами (предложениями).

  1. Выделение гласного звука из

-слога (назвать только гласный звук слога, поднять соответствующую букву, записать только гласные буквы слогов, придумать слово с заданной гласной, определить место гласной в слоге, придумать слог, в котором гласный звук на первом, втором или третьем месте);

— слова (назвать, записать гласные звуки слова, картинки под различными графическими схемами, на которых написаны только гласные буквы, придумать слова к схемам)

  1. Закрепление слогового анализа и синтеза

— повторить слово по слогам

— определить количество слогов в слове, поднять соответствующую цифру.

— разложить карточки в ряды в зависимости от количества слогов,

— определить пропущенный слог в слове

— составить слово из слогов

— записать слоги, начинающиеся на гласную, согласную

— выстраивание цепочки слов

— составление графических схем слов, предложений

При таком виде ошибок можно предложить следующие виды игровых приемов:

  • Выделение на слух звука [с]:

а) со, ся, тя, ча, зя, сю

б) лисята, внучата, пятерка, лесенка, осина

  • Деление слов на слоги «Телеграф»
  • Звуко-слоговой анализ, составление схем слов – гусь, гуси
  • Подбор имени девочки на [с]

У учащихся встречаются ошибки, обусловленные недоразвитием грамматического строя речи – морфологических, синтаксических обобщений. Проявляется в аграмматизмах на уровне слова, словосочетания, предложения, текста.

— Детёныши животных

— Вставить пропущенные суффиксы, приставки (Дрова рубят топор… . Поезд …ъехал к станции.)

— К названию одного предмета дописать названия двух, пяти. (стул – два стула, пять стульев.)

— Где живёт?

— Кто больше подберёт прилагательных, глаголов к существительным?

— Выделить и записать общую часть слов (стол, столовая, столик)

— Составить предложение из слов, вставить нужное слово в предложение, деформированное предложение, текст.

— Уточнение пространственного расположения предметов

Можно использовать следующие игровые приемы:

  • Игра «1-2-5-9» (киоск, лист, хвост, скамейка)
  • Составление предложений по образцу: Это Люсино письмо. Это Васина беседка.

(образование притяжательных прилагательных на —ин)

  • Игра «Большой-маленький»

пес – песик
нос – носик
хвост – хвостик

  • Выделение слов со звуком [с,] из рассказа, пересказ

Лисята и гусята

Гуси и гусята паслись на поляне. Наелись гуси и гусята и улеглись спать. А тут из леса лиса. Гуси спят и не видят лису. Лиса хватает одного гусенка и убегает с ним в лес. Несет лиса гусенка своим голодным гусятам. Лисята наелись.

Антонова Светлана Федоровна, учитель начальных классов МАОУ «Кадетская школа №49» 1 кв.к.

Получай новости журнала «Стандарты Образования» по почте

Ваш e-mail:

Понравилась статья?! Поделись с друзьями в социальных сетях!

Логопедические приемы на уроках обучения грамотеhttps://i2.wp.com/www.edustandart.ru/wp-content/uploads/2016/09/1238.jpg?fit=567%2C405https://i2.wp.com/www.edustandart.ru/wp-content/uploads/2016/09/1238.jpg?resize=300%2C265Стандарты ОбразованияСтатья в номерлогопедические приемы на уроках обучения грамоте,логопедия,начальная школа,обучение грамоте
Проблема нарушений письменной речи у школьников – одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели начального обучения превращаются в средство дальнейшего получения знаний учащимися. Проблема нарушений письменной речи раскрывается в теоретическом и практическом аспекте. Основной целью обучения русскому языку в начальных классах является развитие устной...