адаптированные рабочие программыИнновации, инклюзия, интеграция, образовательные технологии, новые стандарты – эти слова стали привычными в нашей жизни. Да и как по-другому. Меняется время, меняются социальные запросы, ориентиры, ценности. Все эти процессы, безусловно, требуют от школы,  в том числе и коррекционной, переход на качественно новую систему образования.

Алевтина Шнырёва, учитель биологии МБОУ СКОШ , Челябинская областьСпециальное коррекционное образование

 И задача образования для детей с ограниченными возможностями – это получение качественного и доступного образования с учетом психофизических возможностей, образования, отвечающего новым ценностям и новому понимаю прав ребенка с ограниченными потребностями, способствующего успешной социализации учащихся.

Говоря о переходе к системе специального образования нового типа, о задачах и перспективах, у нас принято ссылаться на американскую или европейскую системы образования для детей с ограниченными возможностями. Но если в Европе и Америке переоценка отношений к людям с ОВЗ проходила  в ходе длительного развития демократических норм и экономического подъема, то в России – через резкую кардинальную смену устройства общества и государства, экономический кризис, распад всех институтов государства, отсутствие Закона о специальном образовании и необходимость разработки данного Закона, не считая 2014 год, когда Министерство образования и науки РФ подготовило проекты приказов «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ и с умственной отсталостью», зарегистрированных Минюстом в феврале 2015 года.

Поэтому нужна программа планомерного перехода к системе специального образования нового типа (о чем я скажу позже) с учетом уже сложившихся достижений в коррекционной педагогике. Иначе  получится «до основания, а затем…». Кратко можно сказать так: «Инновация + Традиция = Успех».

Каковы же перспективы специального образования? На мой взгляд, планомерное реформирование коррекционного образования включает:

  • Создание системы специального коррекционного образования нового типа;
  • Обновление образовательных стандартов, учебников, учебно-методических комплексов, создание специализированных компьютерных обучающих программ и методик их применения;
  • Развитие системы поддержки мотивированных детей;
  • Развитие учительского потенциала;
  • Дистанционное обучение;
  • Здоровье обучающихся и воспитанников.

Буквально кратко, коллеги, по некоторым направлениям.

  1. Система специального коррекционного образования нового типа
  • Интегративная модель обучения (полная, временная, комбинированная, частичная – совместные культурные мероприятия, спортивные мероприятия, походы);

Но, прежде чем говорить об интеграции, нужно разработать систему показаний для интеграции ребенка с ОВЗ в массовые школы, разработать содержание и формы специализированной поддержки для таких детей. Либо подготовленные специалисты будут работать в такой школе, либо помощь могут оказывать специалисты коррекционных школ, что, в свою очередь, приведет к комплексному развитию сети образовательных учреждений для обеспечения доступности образования. В нашей школе есть примеры, когда ученики уходили в массовую школу, но затем вновь возвращались. Почему? В обычной школе они теряются, становятся «ежиками в тумане», потому что нет специализированной поддержки. 

  • Комбинированный тип (дошкольный, школьный – группы, классы для нормально развивающихся детей и для детей с нарушениями в развитии);
  • Совершенствование традиционных специальных учебных заведений.
  1. Образовательные стандарты, учебники, учебно-методических комплексы, создание специализированные компьютерные обучающие программы и методики их применения

Новый тип специального коррекционного образования, на мой взгляд, неразрывно связан и с пересмотром образовательных стандартов, учебников, созданием специализированных компьютерных обучающих программ. Считаю, что должна совершенствоваться вариативность и в обучении (в том числе развитие дистанционного обучения), и при сдаче обязательной государственной итоговой аттестации в 9 классе (ОГЭ, ГВЭ), и в формировании УУД. (У них и так нарушены логика, мышление, нет системности, слабо развита образность и т.д.).

  1. Развитие системы поддержки мотивированных детей

Условно я бы назвала «ДВА» — Детско-взрослая академия, которая занимается проектами, учится делать презентации, участвует в конкурсах и т.д. Сюда же можно привлекать и слабых детей для повышения, например, мотивации, развития интереса.

  1. Развитие учительского потенциала

Новый подход к целям, содержанию, методам, средствам специального образования в соответствии с новым социальным заказом, развитие системы стажировочных площадок и инновационных сетей, обеспечивающих трансляцию лучших практик.  

Роль учителя:

  • обеспечение поисковой и познавательной деятельности учащихся;
  • передать способы работы;
  • создать вокруг ученика учебную ситуацию, при которой он вынужден искать способы решения, в том числе учить работать с информацией, в интернете.

Какие бы реформы в образовании мы не проводили, о каких бы инновациях ни говорили, какие бы громкие лозунги ни провозглашали, главными ориентирами, ценностями остаются слова: личность ученика, роль учителя, семьи, знание, опыт.

Коррекционное образованиеСтандарты ОбразованияСтатья в номеринклюзивное образование,коррекционное образование
Инновации, инклюзия, интеграция, образовательные технологии, новые стандарты – эти слова стали привычными в нашей жизни. Да и как по-другому. Меняется время, меняются социальные запросы, ориентиры, ценности. Все эти процессы, безусловно, требуют от школы,  в том числе и коррекционной, переход на качественно новую систему образования. Алевтина Шнырёва, учитель биологии МБОУ СКОШ ,...